Благодаря возрождающимся инвестиционным процессам строительный рынок Украины заметно акти-визировался. Это в полной мере относится и к его кровельному сектору, конкуренция в котором приобретает все более острые формы. Уже сейчас можно смело утверждать, что традиционные кро-вельные материалы вытесняются с рынка новыми, более современными их видами. Во многих сегмен-тах рынка все более прочные позиции занимают отечественные производители, зачастую "поднявшиеся" на благодатном грунте торгового капитала, заработанного фирмами-импортерами.
Крыши бывают разными...
Крыша - "пятый фасад" здания, одна из главных его частей. Она защищает от атмосферных воздействий и конструкцию дома, и его обитателей, являясь при этом важным декоративным элементом. Сегодня на рынке предлагается большое разнообразие отечественных и зарубежных кровельных материалов. Это, с одной стороны, открывает перед потребителями и проектировщиками огромные возможности, но с другой - затрудняет проблему выбора. К наиболее распространенным кровельным материалам относятся металлические покрытия, керамическая и цементная черепица, асбоцементный и битумный шифер, рулонные битумные материалы, битумные мастики, плиты и черепица.
Для облегчения ориентации все кровельные материалы можно условно разделить по внешнему виду и размеру на:
- штучные (площадью до 1 кв.м): керамическая и "мягкая" черепица, шиферная и асбестоцементная плитка и др.;
- листовые (площадью от 1 кв.м): асбестоцементные, металлические, полимерные (плоские и профилированные);
- рулонные (ширина от 1 м): пергамин, рубероид и их современные модификации;
- пленочные (ширина до 1 м): резиновые и полимерные мембра-ны;
- мастичные: битумные и полимерные мастики.
Различают также традиционные и современные кровельные материалы. К первым, например, относятся керамическая черепица, плоские металлические листы (медь, алюминий, цинк, цинк-титан, свинец, оцинкованная сталь), а ко вторым - "евро-шифер", "еврорубероид", металлочерепица и т.п.
Еще один важный аспект классификации кровельных материалов - их вес. В зависимости от этого критерия кровельные ма-териалы подразделяют на легкие (например, рубероид, металлочерепица - 4-6 кг/кв.м) и тяжелые (например, керамическая черепица - 40-65 кг/кв.м).
На выбор кровельного материала влияют следующие факторы: уклон крыши (до 6 градусов - плоские, более 6 -- скатные); несущая способность конструкции; объемное решение; финансовые возможности и эстетические вкусы застройщика.
Плоскими, как правило, бывают крыши на больших по площа-ди объектах - промышленных и общественных сооружениях, многоквартирных жилых домах. Их покрывают рулонными мате-риалами - битумными, полимерно-битумными и полимерными. Скатные крыши характерны для сравнительно небольших построек - частных домов, коттеджей, магазинов, баров,кафе,ино-гда - и для промышленных сооружений. Здесь могут применяться металлические листы, металлочерепица, шифер, еврошифер, черепица керамическая, цементно-песчаная или мягкая битумная. Сложная конфигурация крыши требует использования малоразмерных материалов (во избежание больших отходов), хорошо поддающихся резке.В свою очередь при реконструкции зданий, чтобы разгрузить несущие конструкции, как правило, применяются современные легкие кровельные материалы.
Плохому танцору "евро" мешает
Наш путь к европейской интеграции, о которой так много говорится в высших эшелонах власти, скорее похож на трассу горного слалома - уж больно он извилист. Но бизнес - не политика. Здесь все гораздо проще. Стоило, например, появиться приставке "евро" в строительной терминологии, как сразу стало ясно - на данном уча-стке "фронта" интеграция Украины в Европу состоялась раз и навсегда. Судите сами: "евростандарт", "евроремонт", "евродом", "евроокно", "еврошифер" - этот далеко не полный "джентельменский" набор - не лучшее ли тому свидетельство?
Вернемся, однако, к нашим баранам, а точнее - к плоской кровле, где также без участия "евро" не обошлось. Ниша, которую ранее уверенно занимал традиционный битумный рубероид, все больше заполняется "еврорубероидом" - материалом на не гниющей основе (стеклоткань, стеклополотно, полиэстер и т.п.) с использованием модифицированного битума (среди разнообразных модификаторов наиболее широкое применение нашли атактический полипропилен и стирол-бутадиен-стирол). "Обычный" рубероид по-прежнему про-должает господствовать только в малых и средних городах, а также в сельской местности. В крупных городах от него понемногу отказы-ваются и берут лишь в том случае, если денег нет, а залатать крышу нужно в срочном порядке.
Сейчас в Украине продается около четырех десятков марок евро-рубероида. При этом до недавнего времени преобладающую долю рынка занимали импортные материалы - итальянские Polyglass, Index, финский Katepal, немецкий Krebber, российские "Техноэласт", "Унифлекс", "Экофлекс" (производитель - завод "Технониколь"). Однако в 1999-2000 годах этот перечень дополнили современные высококачественные кровельные материалы, производство которых было освоено рядом отечественных предприятий (о них чуть ниже). Предлагаются на украинском рынке и некоторые другие марки еврорубероида - "Битумат", "Линокром", Термбит", "Сопрема", "Изопласт", "Изоэласт", "Гарджу Мида" и т.д. Еврорубероид от различных производителей на украинском рынке предлагают фирмы "Ависта", "Альбион", "Альтис", "Будавтотранс", "Выбор", "ГерМил", "Евроизол", "Кровтекс", "Любе місто", "Сплав", "Технобуд", "Украинская кровельная компания" и другие. По оценкам специалистов, наибольший спрос на еврорубероид наблюдается в крупных индустриально развитых областных центрах - Киеве, Днепропетровске, Харькове, Донецке, Одессе, Львове и т.п. Например, по словам заместителя директора фирмы "Любе місто" Натальи ШІрахметовой, в столице, которая более всего продвинулась по ча-сіи использования новых кровельных материалов и технологий, 80-90% работ на плоских кровлях выполняется с применением еврорубероида.
В условиях постоянного насыщения рынка современными кровельными материалами большинство отечественных производителей традиционного рубероида переживает тяжелые времена. Взять, к примеру, хотя бы такой факт: когда-то в Украине было всего 5 крупных заводов, общая мощность которых составляла свыше 300 млн.кв.м рубероида в год. Сейчас их в три раза больше, но выпускают они всего 245 млн.кв.м рубероида. Самый мощный из них -Луцкий картонно-рубероидный завод (проектная мощность 132 млн.кв.м в год) - работает даже не вполсилы, другие же, такие к.ш киевский комбинат "Стройиндустрия" (когда-то выпускал 50 млн.кв.м), одесский завод (40 млн.кв.м), львовский (20 млн.кв.м) вообще простаивают. В немалой степени этому способствовала тендинция к вытеснению отечественного рубероида белорусским - нашим северным соседям нет необходимости импортировать качественный битум, что дает им возможность продавать рубероид примерно на 10% дешевле украинского.
На использование традиционного рубероида продолжают ориентироваться слабые в финансовом отношении промышленные предприятия (которых особенно много в провинции), частники, сооружающие гаражи (кровельные фирмы отказываются укладывать наплавляемые покрытия на площадях до 20 кв.м), и государственные ЖЭКи, которые на постоянном латании кровли, способной нормально служить всего 2-3 года, делают свой "бизнес". Поэтому для того, чтобы выжить, предприятиям, выпускающим рубероид на картонной основе, придется кардинально пересмотреть свои планы с учетом злополучной приставки "евро". Если, конечно, для этого найдутся необходимые средства.
Современный рубероид с использованием модифицированного битума и не гниющей основы выпускают ныне только несколько украинских предприятий - Славутский рубероидный завод, харьков-ский "Акваизол", кременчугский "Бласто", киевский "Фибрибит" и бориспольский "Изоляция Рогозов". Наиболее типичный диапазон отпускных цен на их продукцию - от 1 до 4 долларов за 1 кв.м (в зависимости от характеристик), хотя у дилеров она может стоить значительно дороже.
Среди указанных предприятий наиболее сильные позиции на рынке занимает Славутский рубероидный завод (производит материалы серии "Сполиизол", "Сполиэласт", "Сполипласт", "Сполимод" и другие). Европейское качество, низкая цена и широкий ассортимент выпускаемой продукции делают торговую марку ОАО "Славутский рубероидный завод" все более узнаваемой на украинском рынке. Это единственное в Украине предприятие, которое имеет полный комплекс технологического и лабораторного оборудования, которое позволяет выпускать материалы, соответствующие европейским нормам и стандартам. Проектная мощность технологического комплекса - 12 млн.м.кв. в год. В этом году завод планирует выйти на 55% проектной мощности. В ближайшей перспективе - открытие еще одной линии такой же мощности.
Харьковский "Акваизол" в прошлом году произвел около 2,5 млн.кв.м еврорубероида. В текущем году планируется выйти на уровень 25-30 тыс.кв.м в сутки. Кременчугский "Бласто", продвигающий кровельные материалы серии Крембит (всего более 30 наиме-нований), в прошлом году достиг миллионной отметки, а в 2002 году планирует выйти на 5-миллионный рубеж. Проектная мощность бо-риспольской "Изоляция Рогозов" - 8 млн.кв.м рулонных кровельных материалов в год. Кроме того, начали свою работу предприятия в Запорожье и Бердянске, но они, по утверждению специалистов, про-изводят кровельные материалы более низкого качества, зачастую с использованием нестандартных основ и модификаторов.
Говоря о тенденциях развития рынка, специалисты отмечают, что за счет своей дешевизны отечественный, российский и белорусский еврорубероид стал вытеснять импортную (прежде всего итальян-скую) продукцию и вынудил импортеров прибегнуть к снижению цен. "Объемы продаж импортного еврорубероида падают, - констатирует менеджер по продажам киевской фирмы "Альтис" Геннадий Доро-шенко. - Этот сегмент рынка практически достиг своего насыщения". В то же время на рынке продолжают появляться им-портные материалы, правда, только те, которые считаются элитными - в данной нише места пока хватает, хотя спрос до конца еще не сформирован (из-за слабой платежеспособности потенциальных заказчиков).
Специалисты также указывают на огромные резервы роста, которые имеет рынок мягкой кровли в Украине. На данный момент только 20% плоских кровель страны покрыты современными рулонными материалами. Спрос же на них оценивается примерно в 20 млн. кв. м в год. По словам Алексея Сальникова, менеджера по продажам Славутского рубероидного завода, в Германии в расчете на одного человека сегодня производится около 4 кв.м мягкой кровли в год, что может служить перспективным ориентиром и для операторов украинского кровельного рынка.
Асбест шиферу не товарищ
Одним из основных материалов для возведения скатной кровли в нашей стране все еще остаются асбоцементные листы, в обиходе называемые шифером. Потребности Украины в нем удовлетворяет 8 заводов. Наиболее мощными из них являются Ивано-Франковский цементно-шиферный комбинат (ЦШК), краматорский ЦШК "Пушка", ОАО "Балцем" (г.Балаклея Харьковской обл.) и киевское ОАО "Асбо-древстекло". В сумме эта четверка может произвести более 80% общего объема шифера.
Популярность асбоцементных листов, особенно в сельской местности, объясняется их дешевизной (1-2 доллара за 1 кв.м). Однако эта дешевизна относительна и нестабильна, поскольку львиную долю себестоимости шифера составляет стоимость асбеста, импортируемого из России. Оборудование по производству шифера также закупается в России, Беларуси и Молдове.
Слабым местом асбоцементных листов является их токсичность, большой вес и невзрачность, обусловленная преобладанием в ассортиментной структуре производимого шифера серого цвета. Учитывая это, в Европе вместо шифера используют битумизированные гофрированные листы, различные пластики и другие неметаллические кровельные материалы, именуемые у нас "еврошифером". Сырьевой состав (а следовательно, и технико-эксплуатационные характеристики готового материала) - не единственное отличие украинского шифера от его европейского собрата. Еврошифер значительно дороже - в среднем 3-4 раза, а по некоторым видам - в десятки раз. Производится он в широкой цветовой гамме, при этом наибольшей популярностью в Украине пользуются такие цвета как красный, зеленый, коричневый и их опенки. Еще один нюанс - форма листа, а точнее, количество "волн". Наш лист имеет Q или 8 волн, а европейский - от 10 до 14. Разумеется, более экономичным и востребованным является 14-волновой еврошифер.
В числе первых на украинском рынке появился асбоцементный шифер немецкой фирмы "Этернит". Еще в 30-е годы этим материалом были покрыты многие крыши на Западной Украине. Во времена массового психоза, связанного с вредностью асбеста, фирма едва не обанкротилась. Сейчас она перестроила свое производство и выпускает гофрированные листы без применения асбеста - на базе других армирующих волокон.
В 1964 году во Франции были произведены первые волнистые листы "Ондулин" (основные компоненты - битум и картон). Сегодня фирма производит свои материалы на 9 заводах в разных странах мира: Франции, Бельгии, Италии, США, Турции, Малайзии, Польше. Кстати, последний, по словам менеджера фирмы "Ондулин Б.М." Ольги Афониной, "запущен совсем недавно - в январе 2001 года -и по своим мощностям способен снабжать листами "Ондулин" всю
Восточную Европу. Территориальная близость Польши и Украины сделает нашу продукцию еще более доступной для украинских потребителей (в основном это частные застройщики) и гарантирует бесперебойность ее поставок". От себя добавим, что стоимость "Ондулина" на украинском рынке колеблется сегодня в пределах от 3,5 до 5 долларов за 1 кв.метр.
Еще 15 лет назад "Ондулин" считался мировым монополистом по части производства гофрированного битумного картона, однако за последнее время в его империю вторглись новые торговые марки: в США - "Ондюра", Бельгии - "Аквалайн", Швейцарии - "Гуттанит" и Гуттапрал", Германии - "Битувел". Все они сегодня представлены и на украинском рынке (причем в почти аналогичной "Ондулину" ценовой нише), что придает его конъюнктуре определенную интригу.
Особую группу в "еврошиферном" ансамбле составляют цветные и прозрачные кровельные пластики, производимые на основе поли-винилхлорида, поликарбоната и полиэстера. Большое разнообразие ассортимента и высокие эксплуатационные свойства этих материалов делают возможным их эффективное применение как в частном, так и в промышленном строительстве: световые окна в кровле, купольные своды, зимние сады, теплицы, навесы и т.п. Кровельные листы на основе ПВХ представлены на украинском рынке торговыми марками "Ондуклер", "Ондекс" (Франция), "Суфер ПВХ", "Палруф" (Великобритания); полиэстера - "Ларивер" (Польша); поликарбоната - "Лексан" (Австрия), "Полигал" (Израиль), "Макролон" (Германия), "Марлон" (Великобритания), "Карбалкжс" (Италия), "Макролюкс" (Швейцария) и другими. Ценовой диапазон этих материалов весьма широк - от 5 до 33 долларов за 1 кв. метр.
Среди громких зарубежных имен не теряется и отечественная торговая марка "Биолайн", продвигаемая херсонской фирмой "Биолог" - пока единственным в Украине производителем еврошифера. Первая партия листов "Биолайн" появилась на украинском рынке в 1997 году, благодаря полученному фирмой инновационному кредиту, Все компоненты (а это, прежде всего, полиэтиленовые отходы), необходимые для производства "Биолайна", имеют отечественное происхождение и не отягощают его стоимость (от 17,6 грн за 1 кв.м) различными ввозными "накрутками". Материал отличает универсальность применения, экологическая безопасность, высокая механическая прочность и устойчивость к агрессивным средам. Листы выпускаются в широкой цветовой гамме, плоские и волнистые, трех классов (Standart, Elite, Super), с набором всех необходимых аксессуаров - коньковые элементы, ветровые доски, заполнители карнизов, фирменный крепеж. Проектная мощность производства -1 млн.кв.м в год, фактическая загрузка мощностей - 85-90%. Около 15% производимого "Биолайна" экспортируется в Россию, Молдову и Турцию.
Еврошифер от различных производителей на украинском рынке предлагают фирмы "Ависта", "Альтис", "Евроизол", "Интера", "Оксамит", "Ондулин Б.М.", "Радегаст", "Стайрокс", "ФакелБуд", "Хивица" и другие.
В заключение "шиферной" темы приведем несколько цифр и оценок, касающихся общей картины рынка. Они не претендуют на абсолютную точность (ведь не из Госкомстата получены), но определенный интерес представляют в любом случае. Как отмечают наши эксперты, рынок еврошифера в Украине "сложился" довольно быстро. Причем в сезоне-2000 он возрос в 2-2,5 раза. Это стало следствием снижения цен приблизительно на 25% и повышением качества предлагаемой операторами продукции.
Сегодня, по мнению Ларисы Качан, руководителя службы маркетинга фирмы "Биолог", общая потребность Украины в кровельных материалах для скатных крыш составляет около 3,5 млн кв.м в год. Причем за счет кровельных листов "Биолайн" покрывается, по ее оценке, около 25% этой потребности.
По данным компании "Ависта", не менее 60% продаж еврошифера приходится на "Ондулин". Основным его потребителем в центральном регионе является Киев, в восточном - Харьков, южном -Одесса, западном - Львов. Остальные 40% рынка почти поровну делят между собой родственные "Ондулину" "Аквалайн" и "Ондюра", а также на "Гуттанит" и "Битуввелл".
Специалисты видят перспективу еврошифера в сфере индивидуального строительства, в то время как, например, онрорубероид более часто востребуется строительными фирмами. Сейчас около 70% еврошифера в Украине покупают частники, сооружпющие собственные дома или дачи. Постепенно еврошифер займім и нишу, пока еще принадлежащую асбестоцементному шиферу, - кровли частных домов и хозяйственных построек на селе.
Вполне вероятна также возможность ослабления позиций зарубежных торговых марок, конкурирующих с "Ондулином". Это связано с ожидаемым "переключением" спроса потребителей на более дешевый "Ондулин" польского производства, о чем уже говорилось ныше.
"Черепичники" меняют ориентацию
Пришел черед поговорить и о черепице. Причем не только о традиционной керамической, но и о ее новоявленных родственниках - металлической, цементно-песчаной и битумной.
Рынок традиционной керамической черепицы, по словам тор-ювцев, развивается достаточно вяло. Некоторые из них вообще склонны говорить о кризисе сбыта. Керамическая черепица - самый дорогой из кровельных материалов, поэтому развитие этого сегмента рынка сильно сдерживает низкая покупательная способность потребителя и неудовлетворенность качеством отечественной продукции тех немногих, кто в состоянии покрыть крышу черепицей, а также ограниченность ее ассортимента. В Украине производится только один вид черепицы - "бобровый хвост", тогда как самой популярной среди потребителей является "франкфуртская". К преимуществам кровли из черепицы относят огнестойкость, долговечность, незначительные расходы по уходу. К недостаткам - хрупкость, большой вес, трудоемкость изготовления.
Из трех крупных отечественных заводов, выпускающих керамическую черепицу (в Мукачево, Львове и Славянске), более-менее стабильно работает только львовский. Но и его позиции на рынке пошатнулись из-за полуторакратного поднятия цен в прошлом сезоне. Цены на импортную черепицу, наоборот, остались стабильными или даже несколько упали. По словам столичных продавцов керамической черепицы, на рынке лидирует венгерская Jamina, опережающая львовскую черепицу и недавно появившуюся в Украине черепицу югославского завода "Кикинда". Свою продукцию отечественным потребителям предлагают также прибалтийские изготовители черепицы, фирмы из Германии (в частности, Сгеaton) и другие.
Более радужные перспективы в развитии рынка связываются с возможностью появления новых отечественных производителей керамической черепицы, прежде всего в Донецкой области, где сосредоточены запасы качественной глины, а на некоторых территориях действуют существенные льготы для ведения бизнеса.
Несколько по-иному расценивают рыночную ситуацию производители цементно-песчаной черепицы. Например, Зорян Мушак, исполнительный директор компании "Braas-Украина", представляющей продукцию немецкого концерна Braas, считает конъюнктуру украинского рынка вполне удачной: объем продажи цементно-песчаной черепицы возрос вдвое, а популярность материала стимулировала возникновение местных полукустарных производств. Если ситуация на рынке и дальше будет благоприятной, новый владелец немецкого концерна - европейский цементный гигант Lafarge - планирует в 2003 году открыть в Украине завод по производству цементно-песчаной черепицы, который бы по всем параметрам соответствовал последнему слову техники.
Рынок битумной черепицы на данный момент, как отмечают специалисты, сравнительно невелик и еще не заполнен. Таким образом, есть пространство для новых производителей, в том числе отечественных. Например, технические возможности для выпуска битумной черепицы имеют Луцкий и Славутский рубероидные заводы. Последний, кстати, уже освоил производство битумной черепицы ("шинглс"). При этом в отличие от многих известных производителей, выпускающих "шинглс" на окисленном битуме, Славутский завод использует модифицированный, благодаря чему материал становится более долговечным и эластичным. Однако, поскольку организация производства качественной битумной черепицы требует основательной подготовки всех звеньев технологического процесса, массовое появление отечественной продукции на рынке является делом более отдаленной перспективы.
Импортная битумная черепица представлена целым рядом торговых марок, среди которых "Битумат" (Чехия), "Гонты Орла" (Польша), "Икопал" и "Катепал" (Финляндия), "Мжинас" (Литва), "Ондулин" (Франция), "Тегола" (Италия) и т.д. Ее предлагают на украинском рынке фирмы "Ависта", "БауФакел", "ГерМил", "Диана", "Инигма", "Любе місто", "Оксамит", "Технобуд", "Триумф-К", "Украинская кровельная компания", "Экспоконтракт" и другие. Цены на данный кровельный материал варьируют в пределах от 6,5 до 11 долларов за 1 кв.м.
По словам украинских дилеров, ситуация на рынке битумной черепицы не всегда складывалась удачно. В одно время рынок сильно пострадал из-за того, что потребители "обожглись" на дешевой битумной черепице, изготовленной на основе оксидированного битума, и чуть было не потеряли доверие к материалу вообще. Теперь же, когда на рынке появились высококачественные материалы, изготовленные на основе модифицированного битума (например, финская черепица "Катепал", итальянская "Тегола" и другие), торговая конъюнктура начала входить в нормальное русло. Прошлый сезон, по словам импортеров, стал первым полноценным сезоном для этих материалов. В частности, битумная черепица "Катепал" продается сегодня примерно в несколько раз интенсивнее, чем ранее. В целом же, по весьма приблизительным оценкам, емкость рынка битумной черепицы в Украине составляет в настоящее время примерно 400-500 тыс.кв.м.
На рынке современных материалов для скатной кровли с большим отрывом лидирует металлочерепица. По некоторым данным, на этот сегмент рынка приходится до 70% продаж современных кровельных материалов. Среди известных торговых марок в Украине представлены Rannila, Weckman (Финляндия), Kami, Gasell, Lindab (Швеция), Centrostal Bydgoszcs S.A. (Польша), Gerard (Новая Зеландия) и другие. За последние несколько лет появилось и немало доморощенных "брендов", которые, однако, в той или иной мере связаны с западными технологиями, материалами и капиталом.
Профилированные металлические листы становятся все более популярным строительным материалом в Украине - они применяются как кровельный материал в промышленном и жилищном строительстве (профнастил и металлочерепица), как наружная обшивка стен зданий (профнастил и сайдинг) и даже для строительства банальных заборов. Растущей популярности металлочерепицы способствуют такие ее свойства: легкость монтажа, долговечность, стойкость к внешним воздействиям, механическая прочность, простота в обслуживании и ремонте.
Поэтому неудивительно, что рынок металлических профилированных листов различного назначения постоянно пополняется новыми видами продукции, производителями и дистрибьюторами. Однако точно оценить объемы рынка металлочерепицы специалисты затрудняются. Менеджеры ведущих фирм называет цифру в 2-4 млн.кв.м, Госкомстат - в несколько раз меньше. Вместе с тем, не вызывает сомнения, что стремительно развивающийся уже несколько лет подряд рынок сегодня близок к своему насыщению. Об этом свидетельствует и заметно усилившаяся конкуренция между основными игроками рынка (фирмами "Раннила Киев", "ТПК" и "Центросталь-Домсталь"), в которой активно используется самый широкий арсенал средств, начиная от ценовых рычагов и заканчивая рекламными, "пиаровскими" и прочими акциями.
Однако главная ставка в конкурентной борьбе делается на открытие собственных производственных мощностей в Украине. За последние два-три года в стране возник целый ряд таких производств - это заводы фирм "Альбатрос" (Днепропетровск), "Ги-прон" (Белая Церковь), "Мастер-Профи" (Днепропетровск), "Раннила Киев", "ТПК-Профиль" (СЭЗ "Яворив" Львовской обл.), "Финпрофиль" (Харьков). В этом году должен стать в строй еще один завод - компании "Центросталь-Домсталь" (Вышгород Киевской обл.). Работы на объекте уже близятся к своему завершению, и очередной импортер приобретет столь важный для себя статус отечественного производителя. Важный потому, что создание собственных мощностей, как показывает опыт, позволяет удешевить продукцию, ускорить выполнение заказов, более оперативно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры.
Несколько слов о фигурантах рынка.
ЗАО "Раннила Киев" (Украина) создано в ноябре 1997 года. Продвигает на украинском рынке кровельные материалы с маркой Rannila, которые пользуются здесь заслуженной популярностью. В феврале 2001 года киевским заводом компании был произведен первый миллион (кв.м, естественно) металлочерепицы. Главный офис и производство компании расположены в Киеве, а торговые департаменты со складами рассредоточены по всей Украине - в Днепропетровске, Донецке, Львове, Николаеве, Одессе, Харькове, Черкассах, Одессе, Донецке, Харькове, Симферополе. Еще несколько офисов будут открыты в этом году. Компания постоянно реинвестирует свою прибыль в развитие производственных мощностей. В начале июня планируется открытие второго завода по производству металлочерепицы в Днепропетровске. Это обусловлено и большим спросом, и промышленным потенциалом самого региона.
Компания "ТПК" работает на украинском рынке с 1992 года. Первый офис компании был открыт во Львове. На сегодня у "ТПК" 15 офисов в областных центрах Украины, в этом году открывается еще 2. Название компании расшифровывается как "Только Проверенное Качество". На рынке металлочерепицы компания "ТПК" представляет свою собственную торговую марку "ТПК-Профиль" (с мая прошлого года), а также реализует продукцию всемирно известной компании Gasell (Швеция). Кроме того, специалисты "ТПК" выполняют строительные и кровельные работы, проводят для заказчиков бесплатные консультации и расчеты, предлагают системы вентилируемого фасада Ecorock, утеплители Rockwool (Дания), Isover (Финляндия), водосточные и водоотводные системы Hunter (Англия), мансардные окна Fakro (Польша).
ЗАО "Центросталь-Домсталь" работает на рынке Украины с 1995 года, являясь генеральным представительством GOB Centrostal Bydgoszcs S.A. (Польша) - производителя и поставщика высококачественных строительных материалов. Компания предлагает полную комплектацию кровель, устройство мансард, надстроек с использованием металлочерепицы из профилированной оцинкованной стали с многослойным полимерным покрытием; профнас-тила, который может использоваться как в качестве кровельного, так и стенового материала; стальных каркасов из холоднокатанно-го оцинкованного профиля; мансардных окон Fakro; водосточных систем; утеплителей; гидро- и пароизоляции.
Белоцерковская фирма "Гипрон" представлена на рынке с 1997 года. Продвигает металлочерепицу серии "Монолит", Монолит-1" и "Монолит-2", выпускаемую по собственной технологии с использованием бельгийских и французских полиэфирных покрытий.
Быстрыми темпами развивается фирма "Финпрофиль". Развернула свои металлочерепичные заводы под Харьковом (1997 год), в Антраците (1999 год) и под Киевом (пгт Чабаны, 2001 год). Намерения фирмы дополнительных комментариев не требуют,
У днепропетровского завода "Альбатрос", занявшего ведущие позиции в своем регионе благодаря дешевизне продукции, появился конкурент в этом же городе - завод "Мастер-Профи", вышедший на рынок с металлочерепицей "Тарти" (цена - около $6 за 1 кв.м). Производство осуществляется с апреля 2000 года, фактическая мощность - 50-60 тыс.кв.м в месяц. На этот же регион нацелена и "Раннила Киев". Так что ситуация в Днепропетровске становится интересной.
Как прогнозируют специалисты ведущих фирм, с открытием новых заводов в этом году формирование отечественного рынка металлочерепицы завершится. В перспективе же следует ожидать вытеснения с рынка импортной продукции, находящейся в среднем и нижнем ценовых сегментах, и ослабления позиций тех из отечественных заводов, которые штампуют откровенный ширпотреб.
Менее освоенным остается верхний ценовой сегмент (металлочерепица с минеральной посыпкой стоимостью $17-19 за 1 кв.м). Здесь представлены в основном зарубежные торговые марки (например, новозеландская "Джерард"), которые пока что имеют предпочтительные шансы для своей дальнейшей "раскрутки" на украинском рынке.
PS
Редакция "БМ" выражает признательность компаниям, предоставившим информацию, необходимую для подготовки данного обзора. Хотя, к сожалению, многое из того, о чем хотелось бы рассказать, осталось за его рамками - уж очень они оказались тесными. Надеемся, что статьи об отдельных фирмах и предлагаемых ими кровельных материалах, публикуемые нами в развитие данного обзора, помогут восполнить этот пробел. |