Историческая справка
Линолеум Ведет свою родословную с середины XVIII века. В патенте 1763 года, выданном Натану Смиту подробно описаны компоненты и процесс изготовления напольного покрытия. В патенте зафиксировано: «на ткани находится покрывающая ее масса из смеси смолы, живицы, коричневого испанского красители,; пчелиного воска и льняного масла, которая наносится в горячем состоянии». Позднее, в 1843 году, в массу, в качестве наполнителя, начали добавлять измельченную пробку. В середине XIX пользовалось популярностью покрытие под названием «кампутликон», в котором в качестве связующего компонента использовался каучук. В дальнейшем каучук как связующий компонент был заменен льняным маслом и льняной олифой. Однако, прогресс не стоял на месте — появилось оксидированное (окисленное) льняное масло или линоксин, на улучшенную технологию производства которого Фредерик Уолтон, считающийся изобретателем линолеума, получил английский патент 209/1860 в 1863 году. Уолтон назвал новый продукт «линолеумом», руководствуясь тем, что основным сырьем было льняное масло (на латыни oleum lini).
Первыми выпускать линолеум в промышленных масштаб» начали англичане—в 1864 году в г. Стайнесе, под Лондоном компания «Уолтон, Тейлор и Ко» открыла первую «линолеумную» фабрику. А с 1882 г, производством линолеума занялась и Германия. В те времена палитра выпускаемого покрытия была ограничена тремя основными цветами: коричневым, оливково-зеленым и темно-красным.
С развитием линолеумной промышленности расширилась и цветовая гамма производимых покрытий - заводы и фабрики предлагали самые разнообразные оттенки и расцветки линолеума, начиная от традиционных растительных и геометрических орнаментов и заканчивая фантастическими рисунками, разработанными известными художниками специально для той или иной фабрики.
Ощутимый спад в производстве линолеума пришелся на период с 1939 по 1947 годы — Вторая мировая война практически полностью разрушила линолеумную промышленность ведущих европейских производителей — Германии и Великобритании. Затем последовал этап возрождения популярной раньше продукции. Однако подъем был коротким, и в 60-х годах XX века натуральный линолеум потерял ведущую роль на рынке напольных покрытий— потребительские предпочтения сместились в сторону покрытий на основе поливинилхлорида, известного нам как ПВХ-линолеум.
Специалисты классифицируют линолеум по нескольким параметрам:
• по использованному в процессе производства линолеума основному сырью;
• по наличию или отсутствию основы;
• по внутренней структуре;
• по фактуре лицевой поверхности;
• по области применения.
Используемое сырье
В зависимости от основного вида сырья, современная промышленность выпускает четыре вида линолеума — поливинилхлоридный, резиновый, коллоксилиновый и алкидный. Наибольшее распространение среди них получил поливинилхлоридный линолеум.
Поливинилхлоридный (ПВХ). Этот вид линолеума состоит из: поливинилхлорида; синтетического полимера, применяемого в качестве связующего; пластификаторов; наполнителей; стабилизаторов; пигментов и красителей; растворителей и различных технологических добавок (катализаторов, порообразователей, антивспенивателей, антипиренов и антистатиков). Добавки вводят для облегчения переработки поливинилхлорида, повышения термостабильности перерабатываемых смесей, окраски и придания линолеуму специальных свойств: электропроводности, повышенной стойкости к загрязнению и т.д.
Алкидный. Основным сырьем для производства этого вида линолеума служат натуральные растительные масла (льняное, хлопковое, подсолнечное, конопляное, соевое). Недостатки алкидного линолеума: повышенная хрупкость, склонность к изломам и трещинам.
Резиновый линолеум (репин) представляет собой однослойный или двухслойный рулонный или плиточный материал, верхний слой которого состоит из цветной резины на синтетических каучуках, а нижний — из смеси старой дробленой резины и каучука. Толщина верхнего слоя 2 мм. Каждый из слоев изготовляют отдельно с последующим дублированием на барабанных прессах и одновременной вулканизацией старой резины. Каучуково-резиновые покрытия понижают уровень шума на 12 — 20 дБ. Толщина как однослойных так и двухслойных покрытий составляет от 2 до 5 мм.
Коллоксилиновый. Основным сырьем для производства этого вида линолеума служат коллоксилины—продукт обработки целлюлозы нитрирующей смесью.
Основа линолеума
Бытовые линолеумы разделяют на бесподосновные и с подосновой.
Безосновное ПВХ-покрытие представляет собой довольно тонкое, от 1,5 до 3,0 мм полотно. Применение данного материала требует готовить основание под него с особой тщательностью. Как показала практика, на неровном полу безосновный линолеум быстро протирается и начинает рваться. Такой линолеум недорог и срок службы у него небольшой — примерно 5 лет в кухне обычной квартиры.
Исключение составляют безосновные гетерогенные коммерческие ПВХ-покрытия, обладающие при толщине 2 мм высокой износостойкостью. Требование тщательной подготовки (выравнивания) готового пола относится и к ним, но только с точки зрения эстетики внешнего вида пола. После 100%-ной приклейки все, даже мелкие, неровности чернового пола проявятся на его поверхности.
Линолеумы с подосновой выпускают на тканевой, синтетической нетканой и теплозвукоизолирующей подосновах (волокнистой, иглопробивной, пористой).
В качестве тканевой подосновы используют специальные материалы, вырабатываемые из джутового, кенафного, льняного волокна или из смеси джутокенафных и льняных волокон. В последнее время широко применяют холстопрошивные нетканые подосновы типа неткол и клееное нетканое полотно, состоящее из вискозных и лавсановых волокон.
Линолеумы на тканевой подоснове эластичны и легко укладываются на любые основания (железобетонные перекрытия, стяжки, оргалит и др.). Покрытие на вспененной ПВХ-основе не боится воды и практически не подвержено усадке (деформации при нагреве), благодаря тому, что армировано стеклохолстом. Вспененный ПВХ является также прекрасным тепло- и звукоизолятором.
Внутренняя структура
По своей внутренней структуре линолеум бывает гомогенный и гетерогенный.
Коммерческий линолеум с гомогенной структурой однороден в поперечном разрезе и его рисунок проходит по всей толщине покрытия. Соответственно, когда в ходе эксплуатации гомогенный линолеум будет истираться, внешний вид рисунка сохранится. Толщина гомогенных покрытий составляет 1,5-3 мм. Специалисты считают, гомогенные покрытия целесообразнее использовать в местах с высокой проходимостью, т.е. там, где напольное покрытие подвергается интенсивному изнашиванию.
Коммерческий линолеум с гетерогенной структурой состоит, как правило, из трех основных слоев:
• верхний слой (толщина защитного слоя от 0,3 до 0,7 мм обычно прозрачный винил, усиленный полиуретаном);
• опорный внутренний слой (обычно ПВХ и стекловолокно);
• основание или подложка (обычно вспененный винил, ПВХ с наполнителем).
Так же на рынке представлены гетерогенные кварц-виниловые плитки, где:
• верхний слой (0,35 мм особопрочный полиуретан);
• внутренний слой (кварцевый песок);
• основание (винил).
Общая толщина гетерогенных покрытий колеблется от 2 до 6 мм.
Лицевая поверхность
По фактуре лицевой поверхности линолеум бывает гладкий и тисненый.
Гладкий линолеум получается при обработке его лицевой поверхности полированными валами, его выпускают одноцветным или мраморовидным. Такой линолеум хорошо моется и менее подвержен загрязнению в процессе эксплуатации.
Тисненый линолеум изготавливают двумя способами: механическим и химическим тиснением. При механическом тиснении лицевая поверхность линолеума обрабатывается валами, на которые методом гравирования нанесен рисунок. При химическом тиснении в печатные краски вводят химические добавки, образующие рельеф. Тиснением лицевой поверхности линолеума получают материал, хорошо имитирующий керамику, ценные породы дерева и камня. Тиснение позволяет повысить стойкость лицевой поверхности линолеума к мокрому и сухому трению, истиранию в процессе движения и тем самым повысить долговечность материала в особо тяжелых условиях эксплуатации.
Различаются ПВХ-покрытия и по размеру (ширине) полотна. Они выпускаются в рулонах шириной от 1,5 до 4,0 м. ПВХ-плитка (она не так широко представлена на рынке) производится размером 33Ч33, 45Ч45, 60,8Ч60,8 см и других.
Области применения
По области применения специалисты подразделяют ПВХ-покрытия на несколько групп:
Бытовые — это покрытия для жилых помещений (с малыми эксплуатационными нагрузками). К ним предъявляются невысокие требования по эксплуатационным характеристикам, но в то же время они обладают самым разнообразным дизайном. К бытовым покрытиям пола относятся гетерогенные вспененные напольные покрытия, покрытия на иглопробивной волокнистой основе, а также безосновные ПВХ-покрытия. Стоимость от $2 до 8 за м2.
Коммерческие (или их еще называют контрактные) — предназначены для общественных помещений с высокими эксплуатационными нагрузками (магазины, офисы, вокзалы, и т.д.), их характеризуют высокие прочностные показатели и, соответственно, долгий срок службы. Стоимость от $11 до 30 за м2.
Полукоммерческие — это промежуточная группа ПВХ-покрытий, которые рекомендуется применять в помещениях со средней проходимостью. Широкий диапазон применения: как жилые помещения (прихожие, коридоры, детские комнаты, и т.п.), так и общественные объекты (кафе, парикмахерские, гостиницы, палаты больниц, небольшие офисы, и т.п.). Стоимость от $5 до 10 за м2.
Специальные ПВХ-покрытия предназначены для помещений с особыми требованиями (например, по электробезопасности, защите от скольжения, огнестойкости, звукоизоляции, и т.д.). Стоимость от $16 до 36 за м2.
Качество — превыше всего
Основные нормативные документы, определяющие качественные характеристики линолеума украинского производства — ДСТУ Б В.2.7-20-95 «Линолеум поливинилхлоридный на теплозвукоизолирующей подоснове. Технические условия» и ДСТУ Б В.2.7-21-95 «Линолеум поливинилхлоридный многослойный и однослойный без подосновы. Технические условия». Однако, некоторые производители выпускают продукцию по самостоятельно разработанным техническим условиям.
Линолеум иностранного производства выпускается в строгом соответствии с нормами EN, действующие во всем Европейском Союзе (EU) и странах ЕАСТ. Кроме общего для всех линолеумов стандарта EN 685 (см. табл.2), для линолеума на вспененной основе существует норма EN 686, для линолеума на материал «коркмент» — EN 687, для пробкового — EN 688.
Основные свойства ПВХ-линолеумов импортного производства соответствуют стандартам DIN. Так, поведение при горении определяется DIN 4102, сопротивление теплопроницаемости — DIN 52612, сопротивление заземления — DIN 51953 и т.д. Дополнительные свойства (антистатичность, стойкость к воде, минеральным маслам и жирам, устойчивость к сигаретному огню и т.д.) определяются аттестацией RAL.
Импортные линолеумы коммерческих и бытовых серий, как правиле, имеют сертификат международной системы стандартов ISO 9001 или ISO 14001. Его наличие говорит о том, что продукция удовлетворяет довольно жестким требованиям экологической безопасности, принятым во всем мире.
К техническим характеристикам линолеумных покрытий можно отнести:
• сопротивление истиранию;
• сопротивление вдавливанию (остаточная деформация);
• плотность (масса 1 м2 покрытия);
• горючесть;
• теплоусвоение;
• водостойкость;
• цвето- и светостойкость;
• теплоизоляционные свойства (сопротивление теплопередаче);
• стойкость к воздействию химически активных веществ;
• звукоизоляционные свойства;
• электростатические свойства;
• электропроводность и сопротивление прохождению тока.
Как правило, каждый производитель линолеума дает гарантию на свою продукцию. Срок гарантии колеблется от 5 до 20 лет, конечно, при условии соблюдения всех требований по укладке и эксплуатации напольного покрытия.
Модный цвет, модный размер
По наблюдениям розничных торговцев, при выборе напольного покрытия наиболее важную роль играет его дизайн. Это и понятно — ведь покупатель в первую очередь обращает внимание именно на внешний вид линолеума, и только затем оценивает его технические свойства.
По словам продавцов, существует три основных направления в дизайне линолеума—это воспроизведение натуральных фактур (например, дерева, мрамора, гранита и т.д.), абстрактные рисунки и чистые цвета напольного покрытия.
По наблюдениям реализаторов розничных торговых точек, в этом сезоне традиционно пользуются популярностью линолеумы бытовых серий, дизайн которых имитирует паркетное покрытие — палубную доску и «кассету» (повторяющийся рисунок, заключенный в геометрическую фигуру). Не намного от «паркетного» дизайна отстает и имитация различных видов камня. Другими словами, до сих пор в моде линолеумы, имитирующие более дорогие виды напольного покрытия — паркет и керамическую плитку.
По наблюдениям Геннадия Харенко, менеджера отдела коммерческих покрытий и подвесных потолков «Сканди ЛТД» в последнее время особой популярностью пользуются коммерческие покрытия, дизайн которых выдержан в стиле High-Tech (имитация металлической поверхности) или воспроизводит натуральные фактуры (мрамор, гранит, травяной покров).
По оценкам реализаторов, наиболее популярная в этом сезоне ширина бытового линолеума — 3,5 м, а толщина — 3 мм.
Структура рынка
По данным Европейской Ассоциации паркетчиков, в общем объеме европейского рынка напольных покрытий, на долю натурального линолеума приходится около 2% (в физическом выражении), а доля ПВХ-покрытий составляет 13,5% (см. диаграмму). Специалисты отмечают, что в последние несколько лет наблюдается тенденция снижения потребления ПВХ-линолеума, так как этот вид покрытия постепенно вытесняется керамической плиткой и текstylessными покрытиями. В Украине такая тенденции пока не прослеживается, но некоторые рыночные операторы считают, что через 5-10 лет объемы реализации линолеума начнут снижаться и у нас.
Соотношение продаж на отечественном рынке напольных покрытий выглядит примерно так: ПВХ-покрытия — более 60%, керамическая плитка — около 5%, паркет — примерно 10%, текstylessные покрытия — около 20%, ламинат — 5% (в физическом выражении).
Если рассматривать украинский рынок линолеума, то на долю продукции бытового назначения приходится около 70% от общего объема продаж (в физическом выражении), коммерческого — около 20% и полукоммерческого — 10%. По наблюдениям крупных операторов, такая структура рынка сохраняется уже в течение нескольких лет, с незначительным ежегодным увеличением доли коммерческого линолеума.
По данным корпорации «Укрстройматериалы», на украинском рынке линолеума работают 8 отечественных производителей (см. раздел «Украинская продукция»), порядка 10-ти крупных импортеров, а число торгующих компаний, довольно велико — только в Киеве и Киевском регионе их насчитывается более 200.
Ситуация на рынке
Уже третий сезон подряд операторы украинского рынка линолеума отмечают стабильный рост продаж (примерно на 15-20% ежегодно). Так, по данным корпорации «Укрстройматериалы», в 2000 году объем рассматриваемого рынка составил 13,8 млн. м2, в 2001 году —16,5 млн. мг. Как считают представители торгующих организаций, в этом году в Украине может быть реализовано около 19 млн. м2.
К сожалению, несмотря на то, что общий объем рынка растет, доля линолеума, произведенного в Украине, с каждым годом снижается. Так, если в 2000 году часть рынка, занимаемая отечественной продукцией составляла приблизительно 25-28% (в физическом выражении), то в 2001 году она уменьшилась до 18-20%. В этом году положение еще больше усугубилось, — по мнению ведущих операторов рынка, на долю линолеума от отечественного производителя приходится не более 15% от общего объема продаж.
Украинская продукция
Сегодня на украинском рынке линолеума работают 8 крупных производителей — это Одесский линолеумный завод «Большевик», ОАО «Комбинат Стройиндустрии» (г. Киев), ОАО «Тернопольский завод искусственных кож «ВИНИТЕКС», ОАО «Сумское НПО им. Фрунзе», Донецкий завод резинохимических изделий, ОАО «Строительные материалы и строительство» (Днепродзержинск), Луцкий картонно-рубероидный завод, Химическое объединение им. Г. И. Петровского (Луганская обл.). Их суммарные мощности позволяют выпускать ежегодно более 30 млн. м2 линолеума. Однако, в 2000 году украинскими предприятиями было произведено около 4,5 млн. м2, а в 2001 — чуть более 3 млн. м!
Как ни горько констатировать, но факт остается фактом — отечественный линолеум, к сожалению, практически неконкурентоспособен не только на внешнем, но и на внутреннем рынке.
По мнению специалистов, общие объемы продаж отечественного линолеума падают, в среднем, на 8-10% в год. Это связано с недостаточно высокими физико-техническими показателями украинской продукции, ограниченной номенклатурой выпускаемого линолеума по ширине, толщине, качеству поверхности и, особенно, по дизайну.
Сегодняшний ассортимент продукции большинства украинских производителей ограничивается ПВХ-линолеумом, который выпускается по устаревшим технологиям и на изношенном оборудовании. К сожалению, планы по реконструкции существующих технологических линий так и остаются планами — до сих пор не был реализован ни один инвестиционный проект. Уже в течение нескольких лет многие украинские производители ведут переговоры о покупке современной технологии производства линолеума и модернизации существующих технологических линий, однако, по имеющимся сведениям, ни один контракт до сих пор не подписан. Причина банальна — у отечественных производителей нет «лишних» средств, а государственных программ развития (или восстановления?) подотрасли не существует.
Для справки. Украина располагает мощностями по производству алкидного линолеума (Одесский линолеумный завод) однако, они простаивают уже который год. Основные причины — физически и морально устаревшее оборудование, неэкономичная технология, дороговизна сырья и, следовательно, высокая себестоимость продукции.
К сожалению, не удалось найти ни одного отечественного предприятия, которое занималось бы выпуском популярного сегодня ПВХ-линолеума на вспененной основе.
Импортная продукция
По данным корпорации «Укрстройматериалы», в 2000 году Украина импортировала 9,3 млн. м2 ПВХ-линолеума. Объем импорта в 2001 году составил примерно 13 млн. м2.
На украинском рынке присутствует продукция ведущих европейских производителей — «Tarkett Sommer International, GmbH» (Германия, Франция, Люксембург, Швеция), «Forbo-Novilon» (Голландия), «Forbo-Forshaga» (Швеция), «GERFLOR» (Франция), POLYFLOR (Великобритания), «Graboplast» (Венгрия), Sinthelon (Югославия), DOMO (Бельгия), «JUTEKS» (Словения), «Lentex» (Польша), «ITC» (Бельгия), «LG Chem Ltd» (Южная Корея) и др.
Среди импортного линолеума, лидирующие позиции на украинском рынке занимает продукция из Швеции, Германии и Югославии.
Операторы рынка
Среди крупных операторов, занимающихся реализацией линолеума как в розницу, так и средним оптом, особого внимания заслуживают торговые сети: «Декор Сервис», «Світ покриттів». Вышеперечисленные компании не ограничиваются присутствием в столице, а успешно расширяют сети своих специализированных магазинов в регионах Украины. Ассортиментный ряд товаров в этих магазинах не ограничивается исключительно линолеумом, в них можно приобрести и другие виды напольного покрытия (ковровое покрытие, ламинат), средства для укладки напольных покрытий и необходимые аксессуары (плинтуса).
В розницу и мелким оптом линолеум можно приобрести и в большинстве строительных магазинов, на строительных рынках. По мнению операторов, сегодня около 50% линолеума реализуется через рынки. Однако, эта цифра постепенно снижается — покупатели все чаще предпочитают приобретать напольное покрытие в магазине.
Сбыт
Сегодня существует две основные схемы сбыта линолеума. Цепочка №1: производитель — крупный оптовик (импортер) — розница — конечный потребитель (частное лицо, небольшие строительные бригады). Цепочка №2: производитель — крупный оптовик (импортер) — конечный потребитель (строительные компании, ДСК).
Большинство отечественных производителей занимаются реализацией своей продукции не только оптом (ДСК, строительные компании), но и в розницу, через фирменные магазины (например, ОАО «Комбинат стройиндустрии», Одесский линолеумный завод, Химическое объединение им. Петровского ОАО «Будівельні матеріали та будівництво», Славянский завод «ТОР-ЭЛАСТ» и др.). Многие отечественные производители работают на давальческом сырье, расплачиваясь за него готовой продукцией.
Наиболее эффективными методами стимулирования сбыта линолеума розничные торговцы считают неценовые методы. Они включают в себя предоставление покупателю дополнительных услуг—транспортировки приобретенного товара (как правило, в пределах Киева — бесплатно), укладки линолеума и т.д. На имидж магазина, а значит и на уровень продаж товара, положительно влияет и квалификация персонала, работающего в торговом зале. В хороших розничных точках продавец, как правило, способен не только быстро «отпустить товар», но и проконсультировать покупателя о преимуществах и недостатках того или иного вида линолеума, помочь ему подобрать необходимый тип покрытия.
Однако, не следует недооценивать и использование ценовых методов привлечения потенциальных клиентов. По словам продавцов линолеума, большой популярностью у покупателей пользуются скидки на некоторые виды продукции (например, на плохо «расходящиеся» коллекции прошлого сезона, остатки рулона), сезонные скидки на некоторые виды продукции и т.д.
Пожалуй, одним из самых неоднозначных методов стимулирования сбыта в розничной торговле линолеумом можно назвать проведение различных акций. Многих покупателей поставила в тупик акция, проходящая под лозунгом «Каждому покупателю 20-ти метров линолеума, 21-й — бесплатно». Зачем розничному покупателю нужен лишний метр линолеума — непонятно, но акция имела шумный успех. Количество человек, принявших в ней участие исчисляется не одной тысячей. Говорят, что в ней приняли участие даже те, кому линолеум был не нужен в принципе. Видно, организацией акции занимались знатоки украинского менталитета — желание получить что-либо «на халяву» зачастую перевешивает здравый смысл.
Подытоживая вышеизложенное, для того, чтобы уровень реализации линолеума был не только стабильным, но и возрастал с каждым годом, необходимо придерживаться нескольких простых правил:
Для розницы
1. Предоставление покупателю дополнительных услуг — раскрой, перевозка и укладка линолеума.
2. Квалифицированный персонал.
3. Тщательно подобранный ассортимент напольного покрытия.
4. Наличие в продаже сопутствующих материалов—клея, плинтусов и т.д.
Для оптовых торговцев
1. Использование системы скидок. У некоторых крупных операторов, скидки на крупные партии товара могут составлять до 40% полной стоимости приобретаемой партии линолеума.
2. Использование различных способов оплаты за товар (наличный или безналичный расчет, возможность рассчитаться за крупную партию товара частями).
Конкуренция
По мнению операторов, сегодня говорить о жесткой конкурентной борьбе за место на украинском рынке линолеума пока рано. Количество компаний, занимающихся реализацией этой продукции, растет, но увеличивается и спрос на этот товар. По мнению операторов, количество участников рынка растет, в основном, за счет расширения сбытовых сетей крупных игроков. За последние год-два, на столичном рынке не появился ни один новый крупный импортер. Так что сектор «большой» торговли пока остается упорядоченным, а оптовые цены на линолеум отличаются стабильностью, несмотря на колебания валютных курсов.
Однако, несколько иначе обстоит дело в секторе розничной и мелкооптовой торговли. Из-за увеличения числа розничных торговых точек, на рынке наблюдается незначительное снижение отпускных розничных цен — в этом году цены упали примерно на 3-5%, по сравнению с прошлым годом.
Ни один из опрошенных операторов не зафиксировал в этом году снижения объемов продаж линолеума.
Сезонность
Сезонность на рынке линолеума не носит ярко выраженный характер. По наблюдениям специалистов, резких колебаний спроса на линолеум в течение года не происходит, в целом, объемы продаж довольно стабильны. Однако, наиболее «удачными» месяцами торгующие организации считают июнь и ноябрь. Причем, в июне увеличивается сбыт в розницу, а в ноябре активность проявляют оптовые покупатели.
Цены
Как говорят специалисты, цена ПВХ-линолеума, прямо пропорциональна его износостойкости и долговечности.
Упрощенно, операторы делят продукцию на три ценовые категории — высокую, среднюю и низкую.
К высокой ценовой категории они относят продукцию, цена которой составляет 35-200 грн/м2. Она формируется за счет коммерческого линолеума.
К средней ценовой группе относятся импортные ПВХ-линолеумы бытовых серий. Их цена колеблется от 9 до 40 грн./м2.
Низкая ценовая категория формируется, в основном, за счет продукции отечественных производителей и «черного» импорта. Ценовой диапазон — от 6 до 18 грн./м2.
По мнению специалистов, доля продукции высокой ценовой группы составляет около 20% общего объема рынка (в физическом выражении), средней ценовой группы — 50% и низкой — 30%.
Как показал мониторинг цен в столичных специализированных магазинах и на хозяйственных рынках, разброс цен на одинаковые виды продукции минимальный. Может быть именно этот факт объясняет растущее желание столичных покупателей «отовариваться» в магазинах, а не на рынке.
Реклама
Для того, чтобы как можно успешнее «засветиться» на рынке, торговцы линолеумом используют довольно широкий спектр рекламных средств. Специфика розничной торговли линолеумом состоит в том, чтобы привлечь к себе как можно больше потенциальных покупателей. Для этого необходимо: в первую очередь, громко заявить о своем существовании, и только затем показывать «товар лицом». Поэтому основные методы рекламы в розничной торговле сводятся во-первых, к обозначению местонахождения магазина (на картах города, в популярных городских справочниках, на дорожных указателях, в общественном транспорте и т.д) и во-вторых, к акцентированию внимания возможного клиента на широком ассортименте товара и низких ценах.
Как считают розничные торговцы, наибольший эффект дает реклама, размещенная в бесплатных газетах, которые еженедельно доставляются «в каждый почтовый ящик». Например, «РИО», «Київ на долонях», районные рекламные издания.
Неплохую «отдачу» для розницы имеет наружная реклама (биг-борды и т.д.), реклама в общественном транспорте (метро, маршрутные такси и т.д.), рекламные блоки в деловой и специализированной прессе. Однако, как считают специалисты, для розничной торговли размещение прайс-строк в специализированных изданиях («Бизнес прайс-листы», «Авизо» и т.д.) эффективностью не отличаются.
В секторе оптовой торговли линолеумом предпочтение отдается как наружной рекламе, так и рекламе в специализированных изданиях. Положительный эффект дает и размещение информации о себе в прайс-строках солидных изданий.
Прогноз
Рост украинского рынка линолеума напрямую зависит от объемов строительства жилья. Согласно Постановлению Кабинета Министров от 27.08.2000 г.
№ 1347 прогнозируемые показатели ввода жилья в эксплуатацию составляют: в 2003 г. — 9818,8 тыс. м2, в 2004 г. —11131,3 м2. Если принять, что часть квартиры, где пол покрыт линолеумом, составляет, в среднем 25% от общей площади квартиры (прихожая, кухня, коридор), то потребность в этом напольном покрытии только для строящегося жилья составит в 2003 г — 2454,7 тыс.м2, а в 2004 г. — 2782,8 тыс. м2.
По данным корпорации «Укрстройматериалы», потребность в линолеуме для вновь строящегося жилья составляет 10-11% от общего объема рынка. Таким образом, можно спрогнозировать общую потребность в линолеуме: в 2003 г. — 22-24 млн. м2; в 2004 г. — 25-27 млн. м2.
По мнению крупных операторов, объем рынка линолеума будет увеличиваться еще на протяжении нескольких лет примерно на 10-15% ежегодно. Если учесть, что прошлогодний объем рынка оценивается примерно в 16,5 млн. м2, то в этом году общий объем реализации линолеума может составить порядка 19 млн. м2, в 2003 — 22 млн. м2, а в 2004 г. — около 25 млн. м2.
Как считают крупные операторы рынка, в связи с увеличением количества мелких и средних игроков на украинском рынке линолеума наметилась тенденция небольшого снижения розничных цен (не более, чем на 5%).
По прогнозам специалистов, в недалеком будущем возможны некоторые изменения в структуре импорта. Как считают эксперты, вполне вероятно, что бытовой линолеум российских производителей начнет отвоевывать украинский рынок у линолеума, произведенного в Европе (польского, словенского, венгерского).
К сожалению, прогноз, касающийся будущего украинских производителей линолеума благоприятным назвать сложно. Перспектива развития подотрасли производства напольных покрытий их ПВХ в Украине зависит от того, будут ли выделены средства на модернизацию технологии и оборудования. По данным корпорации «Стройматериалы», признанные мировые производители линолеума с периодичностью в 1,5-2 года инвестируют в развитие и усовершенствование собственного производства около $1 млн. Наши ближайшие соседи (Польша, Венгрия, Словакия, Россия) активно закупают на Западе новые технологические линии и сертифицируют свое производство в соответствии с европейским стандартом качества ISO 9000. Для того чтобы украинскую продукцию окончательно не вытеснили с собственного рынка необходима помощь на уровне государства — принятие отраслевых программ и инвестиционных проектов развития отрасли.
Классы применения эластичных напольных покрытий (EN685) |
Класс |
Интенсивность использования |
Описание |
Примеры областей применения |
Жилые помещения |
21 |
низкая |
Помещения с низкой интенсивностью или кратковременным использованием |
Спальные комнаты |
22 |
нормальная |
Помещения с интенсивностью использования средней степени |
Жилые помещения, прихожие |
23 |
высокая |
Помещения с высокой интенсивностью использования |
Жилые помещения, прихожие |
Служебные и офисные помещения |
31 |
низкая |
Помещения с низкой интенсивностью или кратко-временным использованием |
Комнаты в отелях, отд. кабинеты, конференц. залы |
32 |
нормальная |
Помещения с интенсивностью использования средней степени |
Классные комнаты, отд. кабинеты, бутики |
33 |
высокая |
Помещения с высокой интенсивностью использования |
Коридоры, магазины, школы, большие офисы |
34 |
очень высокая |
Помещения с очень высокой интенсивностью использования |
Аэропорты, залы многоцелевого назначения, кассовые залы, магазины |
Производственные помещения |
41 |
низкая |
Помещения, в которых работают преимущественно сидя и где иногда применяются легкие транспортные средства |
Ремонт и производство электроники, точной механики |
42 |
нормальная |
Помещения, в которых работают преимущественно стоя и/или где применяются транспортные средства |
Складские помещения, ремонт и производство электроники |
43 |
высокая |
Другие промышленные помещения |
Большие склады, производственные цеха |
Автор выражает благодарность компаниям «Бизнес КиТ», «Сканди Лтд.», ОАО «Комбинат стройиндустрии», корпорации «Укрстройматериалы» за помощь в подготовке материала
|