песок
На главную сайта     Тел: 8-964-635-42-14  
   
ПЕСОК, ЩЕБЕНЬ БЕТОН СТРОИМ КОВКА МОЗАИКА
Бесплатная раскрутка Вашего бизнеса
камаз бетоновоз мангал
 
 
Пробки на Яндекс.Картах
 
 
В керамическом море

Есть поистине гениальные изобретения, которые пережили не то что века, а тысячелетия. К ним принадлежит и технология приготовления керамики. И несмотря на все научно-технические революции и непрерывный прогресс цивилизации, никто до сих пор ничего лучшего не придумал. И думается, что керамической плиткой благодарное человечество будет еще пользоваться долгие-долгие годы. От добра добра не ищут. Откуда еще взять такой многофункциональный, долговечный, красивый и экологически чистый материал?!
Керамическая плитка по своей прочности и твердости в 10-20 раз превосходит бетон и железобетон. Даже при очень сильных нагрузках она не гнется и не деформируется. Химически активные вещества не оказывают на керамику особого действия, и такую плитку можно смело использовать в самых различных производственных помещениях.
Она обладает повышенной стойкостью к солнечным лучам, антистатичностью и высокой гигиеничностью, не требует особого ухода. Поэтому керамической плиткой, как правило, облицовывают стены и пол в ванных комнатах и кухнях. Она совсем не горит и при нагревании не выделяет никаких газов, что делает ее незаменимой для чрезвычайно модных ныне каминов.
Керамической плиткой можно украшать и защищать от атмосферных воздействий фасады и балконы домов, а при оформлении офисов, ресторанов, кафе, клубов, общественных учреждений, зон отдыха и приусадебных участков она находит все более широкое применение.
Ныне мы можем созерцать море разливанное, можно даже сказать океан, состоящий из керамической плитки всевозможнейших цветов, оттенков и рисунков, которой каждый год в мире ныне производят миллиарды квадратных метров.
В этом море-океане, как и в любом другом, есть свои подводные течения, мели и рифы. А его просторы бороздят множество кораблей всех стран и континентов. Некоторые из них, оснащенные по последнему слову техники, где угодно и при любой погоде чувствуют себя в своей тарелке. Другие уверенно прокладывают свой самостоятельный курс и стараются максимально обезопасить себя от стихии. Третьи дрейфуют, в ожидании попутного ветра. А четвертые, потрепанные штормами, всеми силами пытаются на ходу залатать подручными средствами полученные пробоины, дабы, добравшись до надежной гавани, всерьез заняться капитальным ремонтом. А теперь бросим мимолетный взгляд на карту, чтобы составить некоторое представление о том, что представляют собой наиболее удачливые покорители этого уникального моря.

У керамической карты мира
Всего в мире производится 5,071 млн. м2 плитки (данные за 2000 год). Причем 30 стран изготавливают 90,6% всего мирового производства керамической плитки.
Внимательное изучение таблицы наталкивает на интересные мысли. Наверное, для кого-то покажется удивительным, что некогда отсталый Китай производит керамической плитки больше всех. Но если посмотреть, кто следует далее после высокоразвитых европейских стран - Италии и Испании - то мы увидим Бразилию, Индонезию, Мексику, Индию, Иран, к числу особо передовых стран, вроде бы, не принадлежащих. Однако, ясно, что раз ее изготовляют, следовательно, она там находит свое применение.
И здесь четко прослеживается самое значительное и мощное общемировое течение - относительно недорогую керамическую плитку для собственных нужд следует производить только у себя, а импортировать лишь «супер» для особых целей и для тонких ценителей с толстым кошельком.
В эту тенденцию не вписываются лишь США, которые «выдают на-гора» 68 млн. м2 керамической плитки в год при потребности своего рынка в 220 млн. м2. Но все дело в том, что, во-первых, американцы вовсе не считают, что должны сами все производить. Во-вторых, в США предпочитают не связываться с этой слишком энергоемкой, не такой уже высокоточной технологией. А в-третьих, чтобы в такой степени зависеть от импорта, надо быть такой же богатейшей и мощнейшей сверхдержавой. Поэтому такой роскоши себе больше никто позволить не может. Так что, пожалуй, США - исключение, которое лишь подтверждает правило.
Но свое, пусть даже и дешевое не станут покупать, если оно не отвечает общепринятым мировым стандартам и нормам, а также оригинальному и качественному дизайну. А это возможно лишь при применении новейших технологий, то есть при наличии соответствующего всем необходимым требованиям современного оборудования. Оно изготавливается, по сути, только в одной единственной стране - Италии. И в Китае, и в Бразилии, и в Африке - везде итальянские комплекты, которые, само собой разумеется, стоят денег, и при том немалых. Но тут никуда не денешься, раскошеливаться все равно придется. Иного, как свидетельствует весь мировой опыт, не дано. И лучше это сделать раньше, чем позже.

Два сапога — пара
Насытив собственный рынок отечественной продукцией, на ней, как оказывается, еще можно неплохо заработать. Общее производство керамической плитки для внутренних потребностей составляет 75,4%, а на экспорт приходится 24,6%. Некоторые страны имеют с этого немалую статью дохода. Общеизвестным и неоспоримым фактом является то, что Италия - не только ведущая страна в производстве керамической плитки, но и крупнейший ее экспортер. Ее доля в экспортном мировом «пироге» составляет около 40%. В 2000 г. итальянский экспорт составил 436 млн. м2 (на 9,6% больше, чем в предыдущем году). Почти две трети всей производимой в Италии плитки идет за границу. При этом в западноевропейские государства - 230,5 млн. м2 (в том числе в Германию - более 100 млн. м2, Францию - 46 млн. м2). Восточная Европа потребляет около 54 млн. м2, США ввозит приблизительно 30 млн. м2, страны Среднего Востока - 17,6 млн. м2. Азия, Африка и Латинская Америка, вместе взятые, импортируют относительно небольшое количество итальянской плитки -около 20 млн. м2, так как потребности внутреннего рынка у них, в основном, перекрываются за счет местного производства. Россия закупает в Италии 4,3 млн. м2 плитки.
Основной соперник итальянцев - Испания. По производству плитки она почти сравнялась с ними, но вот в экспорте несколько отстает - 312 млн. м2 (соответственно - около 30%). Основные покупатели испанской продукции, которая отличается прекрасными техническими характеристиками и привлекательным дизайном, - страны Евросоюза, потребляющие 40% общего объема экспорта (главные рынки - Франция и Великобритания), и США. В прошлом году Испания значительно увеличила объемы продаж в Восточной Европе (на 19,9%). Россия была главным импортером, сумма закупок составила 34,1 млн. евро (рост -35,9%). Испанцы довольно успешно торгуют с 183 странами, особенно с Южной Кореей (рост - 85%), Венесуэлой (рост 64,%), Мексикой (рост - 26,3%). Экспорт в страны Африки увеличился на 20,9%, в страны Ближнего Востока - на 20,6%. Все же следует учесть, что Испания и импортирует некоторое количество плитки из Италии, Португалии и других стран на общую сумму около 26 млн. евро.
Нетрудно заметить, что значительная часть экспорта (около 70%) сосредоточена в этих двух европейских средиземноморских государствах, имеющих древнюю историю и высокую культуру. И похоже, что их безраздельному господству в этой сфере в обозримом будущем ничего не угрожает.

Турецкая экспансия
Честь и хвала туркам, которые, занимая шестое место в мире по производству керамической плитки (175 млн. м2), вырвались на почетное третье место по экспорту своей продукции за рубеж (53 млн. м2). В основном это заслуга крупнейшего турецкого концерна «Kale» (второе место в мире среди производителей по объемам продаж), который из более 65 млн. м2 изготовленной им керамической плитки для стен и для пола - 40% продает в 45 стран мира, включая Италию и Испанию (но и столь предприимчивым туркам во всех своих достижениях без итальянской помощи было не обойтись).
Из остальных стран-экспортеров отметим Бразилию - 48 млн. м2, Мексику -33 млн. м2, Францию - 24 млн. м2, Германию - 20 млн. м2, Индонезию - 20 млн. м2, ОАЭ - 20 млн. м2, Китай - 19 млн. м2 (0,4%), Португалию - 19 млн. м2, Малайзию -16 млн. м2, Чехию - 16 млн. м2, Таиланд -12 млн. м2.
Всего в мире было экспортировано 1,129 млн. м2 (24% по сравнению с общим объемом производства). Страны Европейского Союза продали плитки больше всех - 830 млн. м2 (18,1%), остальная Европа - 87 млн. м2 (1,9%), Северная Америка 37 млн. м2 (0,8%), Центральная и Южная Америка -55 млн. м2 (1,2%), Азия - 110 млн. м2 (2,4%), Африка-10 млн. м2 (0,2%).

Все флаги — в гости
На украинском рынке, по мнению экспертов, тенденция последних 3-4 лет (в основном с конца 1999 г.) свидетельствует о ежегодном увеличении его емкости на 5-10%. В 2000 г. керамической плитки было продано более 13 млн. м2, из которых около 6 млн. м2 - отечественного производства. Для сравнения скажем, что в 1999 году украинские производители выпустили немногим более 4,6 млн. м2 и в то же время 25% отечественной плитки было отправлено на экспорт.
Доля импортной продукции в целом снизилась и сегодня составляет около 60%. Увеличение доли отечественной плитки способствовал тот факт, что наши предприятия путем, хотя и частичной модернизации, резко повысили ее качество, а невысокая цена сделало ее весьма привлекательной для очень многих украинских потребителей.
По данным Ассоциации производителей, импортеров и экспортеров керамики, бесспорным лидером в Украине по продажам плитки среди иностранных производителей в 2001 году осталась, как и прежде, Испания -41,8%. Доля Италии - 10,3%, Литвы - 6,6%, Чехии - 5,2%, Польши - 4,9%, Словакии -3,7%, Турции - 3,1%, Индонезии - 2,5%, Венгрии - 0,9%. По сравнению с прошлыми годами, меньше на рынке стало продукции из Польши, Чехии, Германии. Однако в Западной Украине польская и словацкая плитка пользуется определенным спросом.
Изменению структуры продаж способствовали максимальные скидки, которые предоставляли торгующие организации, при продаже испанской и итальянской плитки, в результате чего их цена стала максимально приближенной к стоимости облицовочной плитки производства Словакии, Польши или Турции.
Россия и Беларусь уже ввели в строй мощные заводы с новыми современными технологическими линиями, поэтому ничего удивительного, что в Украине стали гораздо чаще предлагать и покупать российскую (3,6%), а особенно белорусскую плитку (15,5%), которая среди экспортеров уверенно вышла по объемам продаж на второе место, потеснив итальянцев.
За последние два года, в связи с ростом строительства элитного жилья наблюдается явная тенденция к увеличению спроса на плитку высокого класса.
В связи с этим отметим, что облицовочную плитку условно можно разбить на три категории.
Первая - при достаточно приемлемом качестве отличается невысокой ценой (20-40 грн./м2). Поэтому все большее количество украинских торговцев начинают работать с товарами отечественного производства, стран бывшего Союза и Восточной Европы. Эта категория составляет около 65% от общего объема продаж.
Ко второй - относится товар среднего качества и средней цены (40-80 грн./м2). Это преимущественно плитка массового производства из Испании, Италии, Чехии, Словакии, Венгрии, Турции. На нее приходится примерно 28% продаж.
Третья - представлена преимущественно элитным дорогим товаром, в том числе известнейших мировых дизайнеров (свыше 80 грн./м2). Эта плитка, как правило, поставляется под заказ по каталогам и образцам и составляет не более 7-8%.

Надо ли кричать «SOS»?
В каком же положении находятся наши украинские предприятия по производству керамической плитки, что мешает им занять достойное место на родном отечественном рынке?
Вспомним, для начала, что Украина всегда отличалась большими природными запасами глин, пригодных для изготовления любых керамических изделий. И в начале 1990-х годов украинские предприятия изготавливали 12 млн. м2 керамических глазурованных плиток для внутренней облицовки стен, 11 млн. м2 плитки для пола и 9 млн. м2 фасадных плиток. Ассортимент и качество этой продукции отвечали всем требованиям действующих тогда в стране стандартов. Правда, реализация всей этой продукции проводилась строго централизовано и в условиях постоянного дефицита.
Последние 10 лет стали для всех отечественных предприятий нелегким испытанием. В условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции со стороны ведущих фирм многих зарубежных стран выяснилось, что в большинстве случаев имеющийся ассортимент изделий необходимо значительно обновлять и расширять. А все технологическое оборудование срочно модернизировать для того, чтобы снизить энергозатраты и повысить производительность труда.
В полной мере коснулось это и ранее считавшихся передовыми предприятий, которые изготавливали керамическую плитку, - Львовского, Харьковского заводов и Славянского комбината. Но единственным, который специализировался на плитке, был только харьковский. И там первыми сумели частично модернизировать поточно-конвейерные линии российского производства и глазуровальные конвейеры, заменить сетчатые транспортеры печей на роликовые, внедрили в производство первые образцы отечественных гидравлических прессов мощностью 500 т, которые были изготовлены АО «Днепропресс».
Следует отметить, что в бывшем СССР никогда прессов для плиток не выпускали, а экспортировали их из ГДР. И, как оказалось, они совершенно не соответствуют современным требованиям. А западные прессы из-за своей довольно высокой цены для наших предприятий остаются недоступными. Зато удалось усилиями днепропетровских инженеров и рабочих создать 2 модели отечественных - давлением 500 и 1000 тонн. Это способствовало переводу производства на Харьковском плиточном заводе на изготовление плиток крупных форматов.
И если не так уж и давно среди потребителей бытовало мнение, что отечественная плитка - кривая да горбатая, и качеством явно не блещет, то сейчас существует совсем иное производство с новыми, модернизированными технологиями, которое позволяет выпускать совершенно иную по своим потребительским свойствам продукцию. Причем, эти коренные изменения произошли без каких-либо посторонних инвестиций. Львовский керамический завод тоже идет такому же пути развития производства за счет собственной прибыли. Но во Львове многопрофильное предприятие, в котором плитка - далеко не единственное изделие.
Отсюда и несколько разные подходы. Все же в 2001 году эти два завода изготовили 6,6 млн. м2 глазурованных облицовочных плиток и 2,5 млн. м2 плиток для пола. Особенно важно, что почти вся эта продукция составляет наиболее конкурентоспособные на рынке Украины и СНГ крупноформатные облицовочные плитки 200 x 250 мм, 200 x 300 мм и плитки для пола 300 x 300 мм. И они декорированы в соответствии с требованиями современного дизайна.
К сожалению, третий «кит» - Славянский комбинат - оказался в самом тяжелом положении. Это когда-то было самое крупное керамическое предприятие в Союзе с 12 видами производств. Если бы, конечно, комбинат модернизировался, то примерно вдвое увеличился бы и выпуск отечественной плитки. Но исходный уровень ее производства изначально слабее, чем в Харькове. Там нужно практически менять все комплекты оборудования. И теперь, чтобы это произошло, крайне необходимо привлечение инвестора.
И совсем не обязательно, чтобы он был иностранным. Ведь находится он в Донецкой области, где вполне достаточно своего капитала. К тому же Славянский комбинат максимально приближен к хорошей сырьевой базе. Там все местное, все свое. Там прекрасные специалисты и давние традиции. Потребность в его продукции с каждым годом только бы возрастала. Казалось бы, деловые люди должны были бы наперебой предлагать вложить их деньги в столь выгодное предприятие. Что же мешает им этого сделать?
Одной из основных причин такого неблагоприятного положения, скорей всего, является тот неблагоприятный фактор, что в Украине отечественные инвесторы привыкли к быстрой окупаемости вложенных средств, а здесь суммы возвращаются не менее двух лет. И вообще вся промышленность строительных материалов не входит в отрасли, которые пользуются значительной поддержкой по инвестированию и при выделению кредитов.
А зря! Стоит посмотреть только на наших ближайших соседей. Например, белорусские заводы, получив необходимые кредиты на закупку и установку итальянских технологических линий, начинали действительно массовое производство керамической плитки, причем основное сырье для него поставляется из Украины. В результате интенсивно завоевывается наш рынок. И сегодня цены на отечественную и белорусскую плитку мало отличаются. А что произойдет после создания в Киеве совместного с белорусами производства керамической плитки (а такой проект уже существует) догадаться совсем нетрудно. Это грозит почти полным вытеснением харьковской и львовской продукции не только со столичного, а практически и со всего отечественного строительного рынка.

Спасательный круг
Каким же образом можно выйти из такого сложного положения? По мнению начальника Управления координации производственной деятельности и перспективного развития промышленности керамических и неметаллорудных материалов корпорации «Укрбудматеріали», кандидата технических наук Льва Павловича Черняка, общее состояние основного технологического оборудования всех наших керамических предприятий не соответствует требуемому уровню. Поэтому давно уже назрела необходимость приобрести хотя бы по одному комплекту современной линии. А затем, отталкиваясь от них, делать свои украинские варианты. В 60-х годах в Украину впервые было поставлено некоторое итальянское оборудование. И этот опыт сыграл в то время неоценимую роль. Нам надо и теперь от чего-то оттолкнуться. На пустом месте ничего не возникнет. Вот почему, наряду с постепенным налаживанием производства отечественного оборудования, крайне необходимо использовать опыт белорусского АО «Керамин» и в ближайшее же время внедрить импортные высокопродуктивные поточно-конвейерные линии мощностью 1,5 млн. м2 в год для производства облицовочных плиток и плиток для пола.

- Чем же принципиально отличаются итальянские линии от наших?
- Мощные итальянские прессы позволяют прессовать плитку вплоть до размера 1600 x 1200 мм. Нам такая плитка, может, и не нужна, но это показатель уровня техники. Их печи значительно экономичнее. Это оборудование способно не только повысить конкурентоспособность отечественных керамических плиток, но и даст возможность в два раза уменьшить удельные затраты природного газа. То есть, модернизация этой отрасли, помимо всего прочего, - обеспеспечение энергетической безопасности государства. Затем за счет применения высококачественных глазурей и специальных устройств значительно улучшается эстетический и товарный вид изделий. И наконец - вдвое возрастает производительность труда.

- Но на такие линии, может, и денег нет?
- Новые линии действительно дорогие -$4-5 млн. Но всегда считалось, что основные фонды должны обновляться каждые 5 лет. Есть также и другие случаи, например, какое-то предприятие меняет профиль. В результате, оборудование проработало несколько лет - и его могут продать нам. Те его элементы, которые того требуют, перекомплектовывают и т д. Его поставляют сюда, монтируют под ключ, и оно будет у нас еще будет работать. Так получается в 2-2,5 раза дешевле, чем любой новый комплект. Таким образом, появляется вполне реальная возможность получения современного оборудования. Для того чтобы стартовать -вполне достаточно.

- Как Вы оцениваете современное состояние производства отечественной керамической плитки? Сможем ли мы выйти на мировой рынок?
- Говорить о том, что мы сейчас присутствуем на мировом рынке, конечно же, рано. Но у нас есть большие резервы для развития отечественной промышленности. Потребление плитки на 1 человека должно быть не менее 1 м2 в год. В среднем в европейских странах потребление плитки составляет от 1 до 3 м2 в год. Следовательно наш потенциальный рынок - это, как минимум, около 50 млн. м2 плитки. Второй аспект - колоссальные запасы сырья. И именно у нас, несмотря на падающие объемы производства, объемы вывоза сырья все возрастают. Только в Италию вывозится 2 млн. тонн ежегодно. Надо понимать, что часть продукции из нашего же сырья возвращается потом на наш же рынок.

- Почему же так получается?
- Западные производители плитки не заинтересованы в нашем развитии, для них мы, прежде всего, источник сырья и рынок сбыта своей продукции. Но никаких запретов или бойкотов с их стороны для нас не существует. Холодной войны сейчас нет, за рубежом нам могут и готовы продавать любое оборудование. Никто не мешает развивать нам свою промышленность, но мы же ее развиваем медленно из-за недостаточного финансирования.

За бортом
Государственная корпорация «Укрбудматеріали» все последнее десятилетие фактически в одиночку ведет мужественную борьбу с иностранным засильем на отечественном рынке строительных материалов. И надо отдать ей должное, когда импортным товарам не всегда обоснованно дается «зеленая улица», а отечественный производитель находится в таком «загоне», как, пожалуй, нигде в мире, корпорации удается многое сделать.
Однако, пока что нашим предприятиям, ясное дело, не до жиру...
Наряду с этим возникает и такой «подковыристый» вопрос: если нечего продавать, то почему не продавать хотя бы сырье? Не пропадать же добру?! Сами же толком не можем использовать. А то получится: «И сам не гам, и другому не дам!».
Что можно ответить на такой «железный» аргумент? Сослаться на Африку, которая испокон веков была сырьевым придатком для развитых стран? Сегодня страны Африки, кстати, при существующих потребностях в керамической плитке 158 млн. м2 производят 130 млн. м2, из которых 10 млн. м2 идет на экспорт. Получается, она импортирует всего 38 млн. м2. Вот нам бы такие показатели! Мы были бы непотопляемыми, не только в керамическом море, но и в любом другом.

Производство керамической плитки в различных странах мира
Страна
Производство, млн. м2
% от общего количества
Китай
1600
31,6
Италия
632
12,5
Испания
621
12,3
Бразилия
453
8,9
Индонезия
200
3,9
Турция
175
2,6
Мексика
130
3,6
Индия
97
1,9
Иран
71
1,4
США
68
1,3
Тайвань
68
1,3
Португалия
64
1,3
Германия
62
1,2
Малайзия
58
1,1
Таиланд
56
1,1
Вьетнам
55
1,1
Япония
54
1,1
Южная Корея
52
1,0
Египет
50
1,0
Франция
49
1,0
Польша
40
0,8
Объединенные Эмираты
40
0,8
Чехия
30
0,6
Марокко
30
0,6
Аргентина
27
0,5
Колумбия
26
0,5
Россия
25
0,5
Филиппины
25
0,4
Венесуэла
18
0,6
Голландия
16
0,3
ИТОГО
4892
96,5
                  * Данные итальянского журнала «Ceramic World review»

СПРАВКА «БМ»
КЕРАМИКА (греческое keramike - гончарное искусство, orkeramos - глина) - изделия и материалы, получаемые спеканием глин и их смесей с минеральными добавками, а также оксидов металлов и других неорганических соединений (карбидов, боридов, нитридов, силицидов и др.). Различают грубую керамику, имеющую крупнозернистую, неоднородную в изломе структуру (например, строительный и шамотный кирпич), и тонкую керамику с однородным, мелкозернистым в изломе и равномерно окрашенным черепком (например, фарфор, фаянс). Используется в быту, искусстве, строительстве, электротехнике, радиотехнике и др. Первые попытки обжига глины относятся к позднему палеолиту. Широко обжиг глиняных изделий для придания им твердости, водо- и огнестойкости стал применяться в неолите (около 5 тыс. лет до нашей эры).
Современный энциклопедический словарь
СПРАВКА «БМ»
По месту применения плитку можно условно разделить на три группы:
• для наружных работ;
• для внутренней отделки;
• для экстремальных условий (вредное производство, бассейны и т.п.)
По международным стандартам после проведенных лабораторных испытаний на усиленный износ плитка в подразделяется еще на 4 класса, от РЕ-Ідо РЕ-IV. Этот показателей на истирание особенно важен, если изделия предназначены для того, чтобы по ним ходить.
• РЕ-I - для помещений, где нет прямого выхода на улицу;
РЕ-II - для невысокой интенсивности движения;
• РЕ-III - где присутствует значительное количество «абразивной пыли» (например, в прихожей);
• PE-IV - для большого потока посетителей.
Одно из важнейших свойств плитки -способность поглощать влагу, причем, чем больше ее поглощается, тем меньше морозоустойчивость. Индексы АІ и ВІ говорят о том, что плитка морозоустойчива, а АІІІ и ВІН свидетельствуют об обратном.

СПРАВКА «БМ»
Согласно экспертной оценке, емкость российского рынка глазурованной керамической плитки в 1999-2000 гг. определялась в 35,7-37 млн. м2, неглазурованной - 5,2 млн. м2. Но и объемы производства этих видов изделий в России постоянно наращиваются (в 1999 г. было произведено около 30 млн. м2 глазурованной плитки), в связи с чем импорт такой плитки сократился на 56%, а спрос на отечественную возрос на 110,8%.

Источник: Строй портал    
  © 2009 - 2012 гг. При перепечатке материалов обратная ссылка обязательна.  
Hosted by uCoz