С наступлением весны начинается «горячая пора» для многих производителей и торговцев лакокрасочными материалами. В предлагаемом вашему вниманию обзоре украинского рынка ЛКМ мы попытаемся проанализировать ситуацию, сложившуюся на рынке в 2002 году и обозначить тенденции дальнейшего развития украинской лакокрасочной отрасли.
Объем рынка
По данным Госкомстата, объем украинского рынка ЛКМ в 2002 году составил 187 тыс. т. Специалисты же считают, что прошлогодний объем отечественного рынка ЛКМ «весит» приблизительно 200 тыс. т. В денежном выражении украинский рынок лаков и красок оценивается маркетологами ориентировочно в $250-270 млн.
Произведя нехитрые арифметические подсчеты, можно выяснить, что сегодня уровень потребления ЛКМ в Украине составляет не более 4 кг на душу населения. Вспоминая не такое уж далекое прошлое можно отметить, что в конце «застойного периода» уровень потребления лакокрасочных материалов в Стране Советов составлял около 15 кг в год на душу населения. С распадом Советского Союза и последовавшим за ним разрывом устоявшихся экономических связей, этот показатель снизился практически в 5 раз и составил около 3 кг. А в странах Западной Европы на каждого жителя приходится порядка 10-15 кг различной лакокрасочной продукции. Так что перспективы роста у украинского рынка лакокраски довольно неплохие.
Структура рынка
По подсчетам специалистов, соотношение импорт/отечественное производство» в 2002 году составило пропорцию 1:3 (в физическом выражении). То есть примерно две трети лакокрасочных материалов, реализованных на украинском рынке в минувшем году ^- продукция «вітчизняного виробника».
Специалисты разделяют лакокрасочную продукцию на две крупные группы:
• общестроительного назначения — для профессионального и бытового применения;
• промышленного назначения — используемую, как правило, для защиты металлов от коррозии.
Для Украины, как и для большинства развитых стран, характерна тенденция повышения доли строительных красок в общем объеме производства и потребления. По мнению экспертов, на украинском рынке ЛКМ доля красок общестроительного назначения сегодня составляет порядка 65-70%.
Ассортимент лакокрасочной продукции общестроительного назначения достаточно широк и разнообразен. Он включает в себя масляные, нитроцеллюлозные, алкидно-акриловые, водно-дисперсионные и многие другие типы ЛКМ (см. стр. 24). По мнению экспертов, сегодня в Украине наиболее востребованы две группы ЛКМ строительного назначения — алкидные и водно-дисперсионные (ВДК). По оценкам специалистов, в минувшем году на долю ВДК пришлось порядка 40-45% общего объема реализованных ЛКМ, а лакокрасочные материалы на основе алкидных пленкообразователей обеспечили торговцам приблизительно 40% продаж.
Ситуация на рынке
По мнению многих специалистов, украинский рынок ЛКМ находится на пороге больших перемен. Неупорядоченность, царящая сегодня в рядах отечественных «краскотеров», уже всем порядком надоела, и многие производители приходят к пониманию того, что необходимо сообща решать накопившиеся в отрасли проблемы и защищать свои интересы. Как говорилось в известном фильме: «Мир изменился...».
Так уже в ближайшее время по инициативе Днепропетровского ЛКЗ и столичного АОЗТ «Химрезерв» может быть создана Ассоциация производителей лакокрасочной продукции.
Отечественная продукция
Согласно статистическим данным, объем собственного производства ЛКМ в Украине растет несколько быстрее, чем объемы импорта. Так в'2002 году доля отечественной продукции оценивается экспертами в 65-70% общего объема рынка (в физическом выражении). В 2001 году, по мнению специалистов, доля местного производства составляла порядка 60-65%.
В минувшем году многие отечественные производители существенно расширили ассортимент выпускаемой продукции. Несмотря на то что около половины выпущенных в стране ЛКМ составили традиционные алкидные краски, большинство украинских «краскотеров» все больше внимания уделяют производству водно-дисперсионных красок. Водоразбавляемые материалы — наиболее динамично развивающийся сектор отрасли. Специалисты считают, что повышение рыночной доли водоразбавляемых материалов — достаточно устойчивая и долговременная тенденция. По прогнозам маркетологов, объемы роста потребления «водных» красок составляют около 20% ежегодно. Причем именно в этом сегменте лакокрасочного рынка будет отмечаться наиболее активное «разделение территории» между отечественными и зарубежными производителями. Как отмечают специалисты, постепенно растет и качество украинских лаков и красок. Хотя и не все, но многие отечественные производители уделяют все больше внимание повышению и стабилизации качественных показателей выпускаемой продукции.
Однако, говоря об отечественной лакокрасочной продукции, нельзя не упомянуть о том, что лаки и краски от украинских производителей представлены, в основном, в низшей и средней ценовых категориях. Высшая ценовая категория формируется, как правило, за счет высокотехнологичной (и высококачественной) импортной продукции. Подобное «положение вещей» эксперты объясняют низкой сырьевой и научно-технической базой, которой располагает отечественная лакокрасочная промышленность (подробнее см. «проблемы»),
«Первенство» по выпуску лакокрасочной продукции в Украине и сегодня держит Днепропетровский лакокрасочный завод. По мнению большинства операторов украинского рынка ЛКМ, на долю этого производителя приходится порядка 25% выпущенной в стране лакокрасочной продукции.
Среди других заметных на рынке отечественных производителей лакокрасочных материалов, чья продукция отличается стабильным качеством, следует отметить: ЗАО «Лакма», 000 «БНС-Фарба», 000 «Йоби-Украина», «Альфа — Контур», П «Интер-Люкс» (все — г. Киев), Днепропетровский ЛКЗ, СП «Мефферт Ганза Фарбен» (г. Днепропетровск), ПК «Лидер» (г. Днепропетровск), ОАО «Спектр» (г. Днепродзержинск), 000 «Тимекс» (г. Харьков), АОЗТ «Коростенский завод «Янтарь», АОЗТ «Химрезерв» (г. Кировоград), 000 «Колор» (г. Черновцы), ЗАО «Снежка-Украина» (г. Яворив), «Фиолент Колор» (г. Севастополь) и другие.
Импорт
Специалисты отмечают, что в минувшем сезоне увеличился объем импорта дорогой продукции от ведущих мировых производителей. Подобная динамика объясняется постоянно растущим спросом на высококачественную и экологически безопасную лакокрасочную продукцию. Подтверждает подобную тенденцию состав «новичков» на украинском рынке лакокраски. Так, например, среди новой продукции на нашем рынке лакокраски можно отметить высокотехнологичную продукцию германского концерна «THERMO-SHIELD Europa AG», которую представляет 000 «Инновационная компания «Технофор».
Замеченную специалистами тенденцию подтверждает и официальная статистика — несмотря на то, что суммарный объем импорта лакокрасочной продукции снизился примерно на 10%, общая стоимость ввезенных в Украину ЛКМ возросла приблизительно на 12%.
Из основных импортеров зарубежной лакокрасочной продукции, работающих на украинском рынке, можно выделить следующие компании: «Деловое сотрудничество» (FEIDAL), «Текс-Колор Украина» (Tex-Color), «Сова» (Tik-kurila, Tikkolor), Комтеко (Sadolin, CAP arreghini, «ТЕКС») и другие.
Торговые марки
Нельзя отрицать тот факт, что в сбыте лакокрасочной продукции (особенно для индивидуальных потребителей) большую роль играет торговая марка. Все зарубежные производители ЛКМ и подавляющее большинство отечественных реализуют свою продукцию под определенной торговой маркой, с которой потребители с каждым годом все больше идентифицируют производителя. Большинство импортных торговых марок уже давно переросли в брэнд, несущий потребителям некие дополнительные ценности — престиж, соответствие требованиям моды и др. Так, например, покупая краски под торговой маркой FEIDAL, потребители (помимо зарекомендовавшего себя во всем мире немецкого качества) автоматически попадают в когорту «избранных», имеющих желание и возможность не экономить на собственном здоровье, знающих цену своему времени и живущих под лозунгом: «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи».
К сожалению, пока нельзя сказать, что какая-либо отечественная торговая марка переросла в брэнд, несущий потребителю определенные ценности помимо «жидкости в банке», именуемой краской. Однако нельзя не отметить усилия ведущих украинских производителей, направленные на формирование позитивного имиджа своей продукции. Так, например, сегодня серьезные шаги в этом направлении предпринимает ЗАО «Лакма», представляя свой ассортимент в разрезе торговых марок: «Лакма», «Экстралакма», «Акрилакма» и «Лакма-Микс». Каждая из вышеперечисленных торговых марок спозиционирована на определенный сегмент потребителей и обладает ярко выраженными потребительскими характеристиками и отличиями.
Наиболее заметны на украинском рынке следующие импортные и отечественные торговые марки: Feidal, Tikkurila, Tikkolor, Sadolin, Marshal, Oikos, CAP arreghini, Jobi, Dufa, Міра, Tex-Color, Caparol, «Fiolent Color», «Лакма», «Колорамика», «Тим-Колор», «Янтарь», «Ніфар», «Лидер» и др.
Цены
Практически все участники рынка позиционируют лакокрасочную продукцию по цене. Товарный ассортимент отечественного рынка ЛКМ представлен в трех ценовых категориях — низкой, средней и высокой.
Низкая ценовая категория. Формируется, в основном, за счет продукции отечественных производителей. По оценкам участников рынка, товары этой ценовой категории занимают около 60% рынка (в количественном выражении). Ценовой диапазон ЛКМ этой категории колеблется в следующих пределах:
• алкидные эмали — $0,8-1,2 за 1 кг;
• интерьерные водорастворимые краски — $0,5-1,2 за 1 кг;
• фасадные краски — $0,8-1,5 за кг.
Средняя ценовая категория. По мнению маркетологов, продукция этого ценового сегмента занимает около 30-35% рынка. Он состоит из уже «раскрученных» на украинском рынке европейских марок— Eskaro (Эстония), Feidal, Dufa, Міра, Tikkolor, Jobi Diamant (Германия), Marshall (Турция), «Лакокраска» (Лида, Беларусь). В этом же ценовом сегменте представлены товары отечественных лакокрасочных заводов, выпускающих продукцию по зарубежным технологиям (например, продукция украинских заводов Sniezka и Jobi, австрийско-украинского СП «БНС-Фарба» и др.). Отмечается тенденция наполнения этого сегмента рынка продукцией отечественных ЛКЗ, разрабатывающих собственную технологию производства качественных материалов, модернизирующих производство и осваивающих новые виды продукции. В эту категорию можно отнести продукцию: ЗАО «Лакма», «Фиолент-Колор», «Тим-Колор» и других производителей. Ценовой диапазон продукции:
• алкидные эмали — $ 2-4 за 1 кг;
• интерьерные водорастворимые краски — $1,5-3 за 1 кг;
• фасадные краски — $1,5-4 за 1 кг.
Высокая ценовая категория (от $4 и выше за кг). По различным оценкам, доля продукции высшего ценового сегмента составляет около 10% рынка. В этой ценовой категории представлены материалы ведущих мировых компаний-производителей ЛКМ. Это Tikkurila (Финляндия), Vivacolor (концерн Tikkurila), Sadolin (концерн Akzo Nobel), ProfiTec (концерн Meffert AG), Caparol, Feidal (Германия), CAP arreghini, Oikos (Италия) и многие другие. Ценовой диапазон продукции:
• алкидные эмали — от $4,5 за 1 кг;
• интерьерные водорастворимые краски — от $3 за 1 кг;
• фасадные краски — $3,5 за кг.
Конкуренция
Как отмечают специалисты, конкуренция на украинском рынке лакокрасочных материалов обостряется с каждым годом. Причем сегодня за место «под солнцем» борются между собой все — маститые украинские производители, новички, импортеры ЛКМ из ближнего и дальнего зарубежья. По мнению представителей отечественных производителей, импортная продукция, присутствующая на украинском рынке играет двойственную роль. Высокотехнологичная, качественная импортная продукция стимулирует украинских производителей к улучшению выпускаемых ЛКМ, а некачественная — наоборот, «засоряет» рынок и негативно влияет на ценовую политику рынка.
Довольно жесткая конкуренция на внутреннем рынке ЛКМ привела к существенному снижению объемов производства на ряде предприятий, ранее входивших в число ведущих в отрасли, а их рыночные доли не преминули занять более успешные производители и импортеры.
Ожидается, что в этом году основная конкурентная борьба развернется между отечественными и крупными российскими производителями. Планы в отношении Украины у россиян достаточно серьезные. Так, например, один из лидеров российского рынка ЛКМ, ростовский «Эмпилс», открыто заявил о намерении до конца 2003 года закрепить за своей продукцией не менее 10% украинского рынка лакокрасочных материалов. Воплотятся ли в жизнь подобные «захватнические» устремления соседей — покажет время. Кстати, местные производители не собираются без боя сдавать позиции и сидеть «сложа руки». Многие из них «подкорректировали» свою маркетинговую стратегию и строят на будущее не менее амбициозные планы.
Проблемы
Несмотря на положительные тенденции, наметившиеся в развитии украинской лакокрасочной промышленности, в отрасли существует множество проблем, требующих решения.
Одной из основных проблем украинской лакокрасочной промышленности можно назвать абсолютное безразличие государства к развитию отрасли. Непродуманная таможенно-тарифная политика государства привела к тому, что сегодня значительная часть местного сырья для производства ЛКМ вывозится за пределы Украины. Кроме того, по словам самих же производителей, сегодня гораздо выгоднее импортировать готовую лакокрасочную продукцию, чем компоненты, необходимые для внутреннего производства качественных лаков и красок. По мнению специалистов, сложившаяся ситуация ставит под угрозу само существование многих перспективных отечественных производителей.
Еще одна проблема украинской лакокрасочной отрасли состоит в практически полном отсутствии серьезной научно-технической базы. Не нужно быть аналитиком для того, чтобы понять, что без мощной научной базы борьба украинских производителей с импортерами ведется в разных «весовых категориях». Успех многих современных мировых лидеров лакокрасочной индустрии обусловлен заинтересованностью государственных органов в проведении научных изысканий в области усовершенствования лакокрасочной продукции и внедрении этих разработок в производство.
Не менее остро на украинском рынке стоит проблема «пиратства». Репутация многих добросовестных производителей постоянно страдает от растущего количества поддельных товаров низкого качества. Кроме того, как подсказывает логика (и показывает практика), ни один из добросовестных украинских производителей не может конкурировать по цене ни с контрабандным товаром, ни с подделками собственной продукции.
Говоря о проблемах производителей невозможно обойти вниманием и факт физического и морального износа основных фондов лакокрасочной промышленности. По оценкам экспертов, в целом по отрасли он составляет более 85%. А ведь обновление основных фондов — это не столько решение вопроса увеличения выпуска продукции и повышения производительности оборудования, сколько повышение качества и расширение ассортимента товаров.
Схемы сбыта
Серьезная конкурентная борьба, развернувшаяся в последнее время на отечественном рынке ЛКМ, требует постоянного отслеживания и анализа ситуации на товарном рынке, быстрого реагирования на все происходящие изменения и выработки оптимальной тактики поведения в сложившихся рыночных условиях.
Одним из наиболее важных достижений отечественного рынка специалисты считают коренное изменение подхода к вопросам реализации ЛКМ. Тщательная разработка маркетинговой стратегии и наличие разветвленной дилерской сети являются наиболее важными слагаемыми успеха производителей ЛКМ в реализации готовой продукции. Помимо формирования дилерской сети, многие производители прибегают к системе развития региональных представительств (офис + склад), либо региональных представителей (предприятие-производитель нанимает на работу людей из регионов, которые и являются региональными представителями). Одними из первых на украинском рынке совершенствовать систему продаж начали на ЗАО «Лакма» и др.
Специалисты отмечают, что создание собственной дилерской сети могут себе позволить лишь крупные производители. Небольшие предприятия реализацию своей продукции осуществляют, в основном, через сеть оптовых фирм.
Некоторые производители и дистрибьюторы не только напрямую сотрудничают с торговыми сетями стройматериалов, но и создают собственные сети специализированных магазинов по продаже ЛКМ. Примером подобного построения схемы сбыта может служить киевское ЗАО «Лакма», открывшее сеть фирменных магазинов в Киеве, Николаеве, Житомире и в других городах Украины. Среди импортных торговых марок подобной сбытовой стратегии придерживаются торговые марки «Sadolin», «Tikkurila» и др. Как рассказали эксперты, фирменные магазины имеют ряд преимуществ, по сравнению с другими торговыми точками. Например, более высокий уровень подготовки продавцов-консультантов, наличие колеровочного оборудования, постоянное наличие полного ассортимента лакокрасочной продукции и др.
По словам производителей, сегодня около 60% изготовленных ЛКМ реализуется через дилерские сети, около 15% — через фирменную торговлю и порядка 15% продукции реализуется по договорам с промышленными, строительными, бюджетными и др. организациями.
Для сравнения: в 2000 году через дилерскую сеть было реализовано около 35-40%, выпущенной в Украине продукции, через сеть фирменных магазинов «ушло» не более 20% товара, а порядка 40% лакокрасочной продукции было реализовано по договорам с промышленными и торговыми компаниями. Подобная статистика наглядно показывает достижения отечественных производителей лакокраски в формировании упорядоченной рыночной «среды обитания».
Категории потребителей
Сегодня наиболее активными потребителями лакокрасочной продукции выступают следующие отрасли народного хозяйства:
• строительная (по оценкам специалистов, на ее долю приходится порядка 50% рынка ЛКМ);
• машиностроительная (потребляет порядка 40% рынка ЛКМ);
• деревообрабатывающая («поглощает» около 10% рынка ЛКМ).
Спрос
Все участники украинского рынка ЛКМ отмечают постепенное смещение потребительского спроса в сторону продукции с более высокими качественными характеристиками. Сегодня покупатель стал понимать, что «скупой платит дважды» и хорошая краска просто не может быть дешевой. Ведь ЛКМ — это финишные покрытия, которые всегда на виду, и экономия на них может свести «на нет» все предыдущие вложения.
Как показали исследования потребительского спроса, проведенные маркетологами ЗАО «Лакма», сегодня основными факторами, влияющими на принятие решения о покупке той или иной марки краски, выступают следующие показатели:
• качество продукции;
• цена материала;
• цена м2 покрытия;
• собственный опыт применения;
• рекомендации продавца или специалиста;
• известность торговой марки и внешний вид упаковки.
Покупатели со средним и высоким достатком сегодня готовы платить за качество и полезные свойства приобретаемых материалов. Однако для покупателей с низким достатком, решающим фактором при выборе ЛКМ, безусловно, остается цена.
Сезонность
Рынок ЛКМ подвержен ярко выраженным сезонным колебаниям спроса. Традиционно лакокрасочные материалы не принято закупать «впрок», да и срок годности некоторых продуктов весьма ограничен. К тому же на рынок постоянно выводятся новые продукты, происходят изменения цен и обновление ассортимента.
Как отмечают торговцы лакокрасочными материалами, особенно заметны сезонные колебания спроса на продуктах для наружного применения, поскольку они напрямую связаны с погодными условиями. В общем, продажи ЛКМ связаны с сезонностью проведения отделочных работ, имеют значительный объем в период весна-осень и достигают пика в апреле-мае и сентябре-октябре.
В период спада продаж торговцы используют различные системы сезонных скидок и специальных предложений, которые позволяют «сгладить» падение прибыли.
Прогнозы
По прогнозам аналитиков, в этом году ожидается дальнейший рост объемов производства, импорта и потребления лакокрасочных материалов. Прогнозируемый рост составляет 10-15%. Аналитики полагают, что рост импорта и увеличение объемов отечественного производства будут происходить более-менее одинаковыми темпами (в количественном выражении).
Растущий спрос на отечественные лакокрасочные материалы (как на органических растворителях, так и на водной основе) будет обеспечиваться низкой покупательской способностью украинских потребителей. Рост спроса обусловит и доминирование в структуре потребления красок средней и низкой ценовой категории. Специалисты считают, что это позволит отечественной лакокрасочной продукции в реальной перспективе сохранить и укрепить лидирующее положение на внутреннем товарном рынке.
Предполагается, что наиболее высокими темпами будут развиваться производство лакокрасочных материалов для строительства и для массового потребителя, так как эта группа ЛКМ — наиболее важный на сегодняшний день сегмент отечественного рынка.
Специалисты считают, что пока на украинском рынке ЛКМ сохраняется тенденция к созданию лакокрасочных производств средней и малой мощности. Они также полагают, что в скором времени появятся новые заметные производители лакокрасочной продукции. Причем эксперты не исключают, что это могут быть предприятия с иностранными инвестициями, обладающие довольно мощным производственно-инвестиционным потенциалом. Понятно, что эти предприятия займутся выпуском лакокрасочной продукции под торговой маркой известных зарубежных фирм. По мнению аналитиков, именно такие продуценты будут выступать наиболее серьезными конкурентами для производителей, уже «закрепившихся» на украинском рынке. Как считают аналитики, активизация взаимного сотрудничества ведущих зарубежных фирм-продуцентов ЛКМ с украинскими производителями будет направлена, в первую очередь, на создание высококачественных материалов на водной основе.
Украинский рынок будет формироваться как за счет отечественной продукции, так и за счет импортных лакокрасочных материалов с повышенными качественными показателями. Прогнозируемый прирост импорта составляет приблизительно 12-15% в год. Его увеличение будет происходить, в первую очередь, за счет продукции немецких, польских, финских и голландских фирм. Поставки из России (которая, как ни крути, является главным торговым партнером Украины), в значительной степени будет зависеть от либерализации внешнеторгового режима между двумя государствами. Это условие будет определяющим и для экспорта отечественных ЛКМ, поскольку российский товарный рынок еще долго будет оставаться основным регионом сбыта украинской продукции.
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ
По данным торгующих организаций, статистика рекламаций лакокрасочных покрытий показывает, что:
• около 70 % всех причин дефектов покрытий — неправильная подготовка основания;
• около 15 % — неправильный выбор системы окраски;
• около 10 % —несоблюдение технологии нанесения;
• около 5 % — некачественная краска.
ТОЛЬКО ФАКТЫ
В феврале 2003 года объем производства лакокрасочных материалов в Украине увеличился на 2 % по сравнению с февралем 2002 года и составил 3,921 тыс. тонн.
Самый крупный производитель лакокрасочных материалов ОАО «Днепропетровский лакокрасочный завод» в феврале выпустил 2979 тонн продукции, что на 7% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
ГП «Кремнийполимер» также увеличил производство в феврале на 50% по сравнению с февралем 2002 года до 60 тонн.
Вместе с тем, ОАО «Сумыхимпром» в феврале сократило объем производства на 22% (до 702 тонн).
В целом, в январе-феврале производство лакокрасочных материалов в Украине сократилось на 10% по сравнению с январем-февралем прошлого года до 6,431 тыс. тонн.
Крупнейшими украинскими производителями лакокрасочных материалов являются ОАО «Днепропетровский лакокрасочный завод», ОАО «Сумыхимпром», ЗАО «Лакма» (г. Киев), ЗАО «Нифар» (г. Нежин, Черниговская обл.) и ГП «Кремнийполимер» (г. Запорожье). В 2002 году производство лакокрасочных материалов сок |