Даже из самого термина " жилищно-эксплуатационная организация" (далее — ЖЭО) становится ясно, что жилищный фонд — основа основ ее деятельности. Да иначе и быть не может, ведь ЖЭО созданы с единственной целью — эксплуатировать государственный и общественный жилищные фонды и обеспечивать их сохранность и рациональное использование. В этой консультации мы осветим вопросы бухгалтерского и налогового учета жилых домов, которые находятся на балансе государственных ЖЭО.
Прежде чем переходить к учету, отметим, что собственник всех домов, которые числятся на балансе государственных ЖЭО, - это административно территориальная единица в лице местного совета народных депутатов Отсюда вытекает, что ЖЭО никогда не несет затрат на приобретение таких основных средств Порядок передачи государственного жилого фонда в коммунальную собственность установлен постановлениями КМУ от 06 11 95 г № 891 и от 21 09 98 г № 1482
БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ ЖИЛЫХ ДОМОВ
В бухгалтерском учете стоимость безвозмездно полученных основных средств увеличивает дополнительный капитал, попадая на субсчет 424. "Безвозмездно полученные необоротные активы" При начислении амортизации ее сумма уменьшает дополнительный капитал1 и увеличивает доход ЖЭО (п 30 П(С)БУ 72). И поскольку постановление КМУ от 22 06 98 г № 939 не включило в квартирную плату амортизационных отчислений из жилищного фонда, их не учитывают в составе расходов ЖЭО (т е на счете 23 "Производство"), а относят на прочие расходы операционной деятельности - на субсчет 949 Заметим, что до 1 июля 2000 года износ на жилые дома начисляли единственным способом квартальную норму 1,25% применяли к их первоначальной стоимости. После вступления в силу П(С)БУ 7 ЖЭО сама вправе определять, по какому из предлагаемых им методов она будет амортизировать жилые дома В налоговом учете ЖЭО стоимость жилых домов не отражают, поскольку:
1) у ЖЭО (как у коммунального предприятия) не возникает валового дохода на стоимость жилых домов, безвозмездно полученных на основании вышеуказанных постановлений Кабинета Министров Украины (пп. 4.2.15 Закона о прибыли3),
2) амортизацию на жилищный фонд не начисляют (пп.8.1.4 Закона о прибыли)
Пример бухгалтерского учета поступления на баланс ЖЭО жилого дома и его амортизации представим в таблице 1
Таблица 1
№ п/п |
Содержание операции |
Бухгалтерский учет |
Дт |
Кт |
Сумма, грн. |
1 |
Отражена первоначальная стоимость жилого дома, принятого ЖЭО на баланс |
103 |
424 |
100000 |
2 |
Отражен износ, указанный в акте приемки-передачи |
424 |
131 |
75000 |
3 |
Начислен износ во время эксплуатации дома (сумма условная) |
949 |
131 |
500 |
ТЕКУЩИЙ И КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ЖИЛЫХ ДОМОВ
Определение капитального и текущего ремонта жилых и общественных зданий и перечень основных ремонтно строительных работ, которые относятся к этим видам ремонта, приведены в письме Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины от 13 01 98 г № 7/11 (далее - Госстрой).
Текущий ремонт здания - это комплекс ремонтно строительных работе целью восстановления его конструкций и систем инженерного оборудования, а также поддержка эксплуатационных качеств, не связанных с изменением основных технико-экономических показателей. Текущий ремонт обычно выполняют хозяйственным способом, а если нет квалифицированных кадров или объемы работ значительные - подрядным Такое решение принимает распорядитель средств.
Капитальный ремонт здания - это комплекс ремонтно-строительных работ, связанных с восстановлением или улучшением эксплуатационных показателей, с заменой или восстановлением несущих или оградительных конструкций и инженерного оборудования без изменения строительных габаритов объекта и его технико-экономических показателей. Этот ремонт как сложный и трудоемкий осуществляют обычно подрядным способом, а если нужно отремонтировать отдельные конструктивные элементы, это можно сделать хозяйственным способом.
Остановимся подробно на нюансах, связанных с определением стоимости ремонтно-строительных работ в пределах текущего и капитального ремонта и составлением проектно-сметной документации.
Если жилье, объекты социальной сферы, коммунального на значения и благоустройства ремонтируют с привлечением бюджетных средств или средств предприятий, учреждений и организаций государственной собственности, стоимость работ определяют по приказу Госстроя от 04.10.2000г. № 220 "Государственные строительные нормы. Правила определения стоимости строительства (ДБН Д 11-1-2000)" (далее - Правила)
При ремонте перечисленных объектов за счет других источников финансирования эти нормы носят рекомендательный характер, и их применение оговаривается контрактом. Выполнение ремонтно-строительных работ за счет государственных средств подрядным способом предусматривает заключение контракта с подрядной организацией - победителем тендера, причем договорную цену таких работ определяют согласно Правилам.
Состав проектно-сметной документации для капитального и текущего ремонта регламентирован Инструкцией о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на капитальный ремонт жилых домов (ВСН 55-87(р)), Инструкцией о порядке проведения ремонта и содержания объектов городского благоустройства (КДП-204-12 Укр 214-92), утвержденной приказом Госжилкоммунхоза Украины от 24.12.92 г. № 75, другими нормативными документами по вопросам разработки документации на ремонтные работы, а также инструктивным письмом Госстроя Украины от 26.05.99 г. № 7/469. Для технически несложных объектов состав и содержание разделов проектно-сметной документации могут уточняться в зависимости от специфики и условий выполнения ремонта. При этом нужно обязательно разработать документы, по которым определяют фактические объемы работ (дефектный акт) и сметную стоимость ремонта.
С 1 января 2001 года совместным приказом Госкомстата и Госстроя Украины от 29.12.2000 г. № 416/299 "Об утверждении типовых форм первичных документов по учету в строительстве" уточнены правила статистической отчетности при выполнении подрядных (в том числе ремонтно-строительных) работ и введены в действие новые типовые формы первичных учетных документов, а именно:
- акт приемки выполненных подрядных работ (форма № КБ-2в) Его обязательно составляют при выполнении работ подрядным и хозяйственным способами в пределах капитального и текущего ремонтов с привлечением бюджетных средств или средств предприятий, учреждений и организаций государственной формы собственности;
- справка о стоимости выполненных подрядных работ и расходах (форма № КБ-3). Необходима строительным предприятиям и их структурным подразделениям всех форм собственности, которые выполняют работы по капитальному и текущему ремонтам подрядным и хозяйственным способами независимо от источников финансирования.
Что касается оформления документации при выполнении неотложных противоаварийных или аварийно-восстановительных работ, то расчеты за выполненные работы по формам № КБ-2в, № КБ-3 уточняют по сметной документации к рабочему проекту (рабочей документации), которая может составляться как во время выполнения указанных работ, так и после их завершения При выполнении хозяйственным способом работ по текущему ремонту, которые не нуждаются в разработке чертежей, можно определять стоимость ремонта на основании дефектных актов и расцененных описей работ.
Согласно постановлению КМУ от 22.06.98 г. № 939 в состав квартирной платы наряду с другими расходами входят и расходы ЖЭО на текущий ремонт жилого фонда. К ним относят:
- расходы на оплату труда постоянных и временных работников, выполняющих текущий ремонт хозяйственным способом (маляров, кровельщиков, слесарей, столяров), и отчисления на социальные платежи в соответствии с законодательством;
- расходы на материалы,
- расходы на текущий ремонт, выполняемый подрядным способом;
- прочие расходы.
Порядок определения нормативных расходов ЖЭО, связанных с содержанием домов и придомовых территорий, в том числе и на текущий ремонт, утвержден приказом Госстроя от 03.09.99 г №214. Ремонт квартир производят за счет собственников, нанимателей или арендаторов (если это предусмотрено договором аренды), но если он вызван выполнением ремонта жилого дома, установлением дополнительного оборудования или другими причинами, не зависящими от перечисленных лиц, то его финансируют из средств, отведенных на ремонт дома4.
В бухгалтерском учете расходы на текущий ремонт жилых домов, находящихся на балансе ЖЭО, отражают в составе затрат на счете 23 "Производство", а в налоговом - полностью включают в валовые расходы на основании пп.5.2.1 Закона о прибыли. Мы считаем, что ограничение в 5%, действующее для ремонтов любых производственных основных фондов, на текущий ремонт жилых домов не распространяется, ведь стоимость последнего как специфические расходы покрывают за счет квартирной платы.
Пример бухгалтерского и налогового учета текущего ремонта жилого дома, выполненного хозяйственным способом, представлен в таблице 2
Таблица 2
№ п/п |
Содержание операции |
Бухгалтерский учет |
Налоговый учет |
Дт |
Кт |
Сумма, грн. |
ВД, грн. |
ВР, грн. |
1 |
Оприходованы материалы для ремонта крыши дома |
205 |
631 |
1000 |
— |
1000 |
2 |
Отражены расчеты по налоговому кредиту по НДС* |
644 |
631 |
200 |
— |
— |
3 |
Списаны материалы на ремонт крыши |
23 |
205 |
1000 |
— |
— |
4 |
Начислена заработная плата работникам, занятым ремонтом |
23 |
661 |
500 |
— |
500 |
5 |
Начислены страховые взносы на заработную плату |
23 |
651,652, 653, 656 |
190 |
— |
190 |
6 |
Оплачены материалы |
631 |
311 |
1200 |
— |
— |
7 |
Отражен налоговый кредит по НДС |
641 |
644 |
200 |
— |
— |
* На основании п. 11. 11 Закона о НДС действует "кассовый" метод |
Расходы на капитальный ремонт жилищного фонда покрывают его собственники5. А поскольку дома, находящиеся на балансе государственных ЖЭО, - собственность местных советов народных депутатов, то они и финансируют из местного бюджета этот вид расходов. Такое финансирование называют капитальным трансфертом. О бухгалтерском и налоговом учете последних читайте в консультации об учете дотаций, субсидий и капитальных трансфертов, получаемых жилищно-эксплуатационными организациями, которая будет опубликована в ближайших номерах газеты "Все о бухгалтерском учете".
ПЕРЕОЦЕНКА СТОИМОСТИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА
В дореформенные времена постановлениями № 163 и № 10246 "с целью приведения балансовой стоимости объектов существующего жилищного фонда в соответствие с реальной стоимостью строительства" была введена ежегодная индексация таких объектов. Индексы к балансовой стоимости входят в компетенцию Госстроя и согласовываются с Министерством экономики Украины и Министерством статистики Украины. Причем за всю историю индексации стоимости жилищного фонда величина индексов всегда была больше единицы, т.е. жилье только дооценивали. Для удобства информацию о нормативных документах, регламентирующих проведение индексации балансовой стоимости жилищного фонда, приводим в таблице 3.
Таблица 3
Дата, по состоянию на которую проводят индексацию |
Нормативные документы t |
1 января 1995 года |
Постановление КМУ от 09.03.95 г. № 163, с изменениями и дополнениями, разъяснение МФУ от 07.04.95 г. № 18-448 |
1 января 1996 года |
Постановление КМУ от 31.08.96 г. № 1024, разъяснение МФУ от 18.10.96 г. № 18-4171 |
1 января 1997 года |
Приказ Государственного комитета Украины по делам градостроительства и архитектуры от 04.04.97 г. № 56 |
1 января 1998 года — не проводилась |
Письмо Государственного комитета по строительству, архитектуре и жилищной политике Украины от 16.03.98 г. № 7/109 "Относительно индексации стоимости объектов жилищного фонда на 1 января 1998 года" |
1 января 1999 года |
Приказ Государственного комитета по строительству, архитектуре и жилищной политике Украины от 24.02.99 г. № 41 |
1 января 2000 года — не проводилась |
Письмо Государственного комитета по строительству, архитектуре и жилищной политике Украины от 08.02.2000 г. № 7/7-118 "Об индексации стоимости объектов жилищного фонда по состоянию на 1 января 2000 года" |
1 января 2001 года |
Приказ Государственного комитета по строительству, архитектуре и жилищной политике Украины от 08.02.2001 г. № 30 |
1 июля 2000 года вступило в силу П(С)БУ 7 "Основные средства", на основании пункта 16 которого предприятие должно переоценивать объект основных средств, если его остаточная стоимость значительно (более чем на 10 процентов) отличается от справедливой стоимости на дату баланса. Обратите внимание, что это может быть и дооценка, и уценка. Механизм определения переоцененных первоначальной стоимости и износа приведен в пункте 17 П(С)БУ 7.
Как видите, сегодня действует несколько нормативных документов, регулирующих порядок переоценки балансовой стоимости объектов жилищного фонда: с одной стороны - постановление № 1024 и разработанные в его исполнение приказы Госстроя, а с другой - П(С)БУ 7. И, естественно, у многих предприятий возникает вопрос: "Каким же из них пользоваться?" Мы считаем, что объекты жилищного фонда - специфические, не принадлежат ЖЭО, а только находятся на его балансе, поэтому необходимо применять и специальные нормы - постановление № 1024 и приказ Госстроя от 08.02.2001 г. № 30 (далее -приказ №30). Таким образом, уценка стоимости жилых домов сейчас не предусмотрена.
Рассмотрим пример индексации балансовой стоимости объектов жилищного фонда по состоянию на 1 января 2001 года и ее отражение в бухгалтерском учете.
Напомним, что приказом № 30 были утверждены следующие индексы (см. таблицу 4).
Таблица 4
Срок ввода объекта в эксплуатацию |
Индексы к балансовой стоимости объектов жилищного фонда |
1999 год |
1,31 |
2000 год |
I квартал |
1,24 |
II квартал |
1,20 |
III квартал |
1,03 |
IV квартал |
1,0 |
Примечание. Индекс 1,31 применяют и к объектам, которые введены в эксплуатацию до 1999 года и стоимость которых проиндексирована в соответствии с постановлениями № 163 и № 1024, приказами Государственного комитета Украины по делам градостроительства и архитектуры от 04.04.97 г. № 56 и Госстроя от 24.02.99 г. № 41.
Предположим, что жилой дом был введен в эксплуатацию в 1999 году. Расчет индексированной стоимости по состоянию на 1 января 2001 года представим в таблице 5.
Таблица 5
Показатель |
Стоимость до индексации |
Стоимость после индексации |
Изменения |
Первоначальная стоимость жилого дома |
120000 |
164400 |
44400 |
Начисленный износ |
12000 |
16440 |
4440 |
Остаточная стоимость жилого дома |
102000 |
147960 |
39960 |
индексации жилого дома в бухгалтерском учете делают следующие записи (см. таблицу 6).
Таблица 6
№ п/п |
Содержание операции |
Бухгалтерский учет |
Сумма, грн. |
Дт |
Кт |
1 |
Отражена индексация первоначальной стоимости |
103 |
423 |
44400 |
2 |
Отражена индексация износа |
423 |
131 |
4440 |
В налоговом учете суммы индексации жилых домов не отражают.
1А при его недостаточности — уставный капитал
2 Утверждено приказом МФУ от 27 04 2000 г № 92, опубликовано в газете "Все о бухгалтерском учете" № 37 за 2001 год
3Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятии" в редакции от 22 05 97 г № 283/97 ВР
4См. Правила пользования помещениями жилых домов и придомовыми территориями, утвержденные постановлением КМУ от 08. 10. 92 г. № 572
5 Пункт 2 постановления КМУ от 22.06.98 г. №939
6Постановления КМУ от 09.03.95 г. № 163 "О проведении индексации балансовой стоимости объектов жилищного фонда" и от 31.08.96 г. № 1024 "О порядке индексации стоимости объектов жилищного фонда". |