Банковский styless Строительство и реконструкция 7 февраля 2003 (№ 1-2) С. 50
В данной статье мы хотели бы осветить историческое развитие столичных банков: их архитектуру и дизайн, роль и место в городе, а также специфику формообразования этих зданий, особенности интерьеров банковских помещений.
История столичных банков
В конце XIX — в начале XX века в связи с развитием финансового капитала в Украине начинается интенсивное строительство банков, бирж, кредитных обществ, которые в плане архитектурного решения были наилучшими зданиями в городе. В их проектировании принимали участие известные местные и петербургские зодчие.
Объемно-планировочная структура банков изменялась под воздействием ряда факторов, в частности, стремительного роста цен на земельные участки в центре города и уменьшение размеров этих участков по фронту улиц. Технические достижения, такие, как, например, внедрение каркасных сооружений, увеличение этажности и развитие инженерного оборудования (центральное отопление, лифты), позволили более свободно компоновать элементы зданий. Пышность декоративной обработки фасадов и интерьеров в XX веке начинает уступать место деловому рационализму.
В 1910-е годы в банковских зданиях этажность фасадной части повышается до 5-6, зал выносится в отдельный одноэтажный объем, расположенный посредине участка. Появляются три раздельных входа в здание (в общественные и административные здания), уменьшается площадь операционного зала до 200-300 м2, увеличивается несоответствие главного фасада и его функциональной структуры. Фасады выполнены в более строгом стиле и напоминают прибыльные жилые дома.
Наиболее характерные сооружения этого типа возведены в Киеве на Крещатике: Крещатик, 8 — Петербургский облигационно-кредитный банк (архитектор — Л. М. Бенуа), Крещатик, 8-а (сейчас — 1/10) — Волжско-Камский банк (архитектор — П. С. Андреев), Крещатик, 32 — Российский банк внешней торговли (архитектор — Ф. И. Лидваль).
Здание на Крещатике, 8 построено в 1914 -1915 годах для киевского отделения Петербургского облигационно-кредитного банка. Оба, расположенные рядом сооружения (№ 6 и № 10) представляет собой фрагмент застройки Крещатика начала XX века, полностью сохраненный во время реконструкции 1940-1960-х гг.
Киевское отделение вместе с Волжско-Камским банком арендовало помещение в здании на Крещатике, 25 (дом не сохранился). В 1911 году правление Петербургского облигационно-кредитного банка приняло решение построить собственное здание. Проект нового банка выполнил петербургский архитектор Л. М. Бенуа в 1912-1913 гг. Он также перестроил здания Облигационно-кредитного и Волжско-Камского банков, дом страхового общества «Россия» и другие в Петербурге.
Усадьба на Крещатике, 8 с конца XIX века принадлежала бельгийскому подданному Карлу Настелю, имевшему несколько прибыльных домов на Крещатике. В доме под номером 8 находились меблированные комнаты и отель «Англия». В 1900-е гг. усадьба перешла во владение купца-сахаропромышленника 1-ой киевской гильдии Е. А. Манова. Правление банка заключило договор с купцом на продажу участка земли на Крещатике, 8 для строительства банковского здания (1913 г.). В этом году старые сооружения снесли, а зимой 1914 г. управляющий банком В. Д. Мозерт подал прошение в строительное отделение киевской городской управы для разрешения на проведение строительных работ для возведения каменного сооружения, предназначенного частично для банка, частично — для жилья. Усадьба на Крещатике, 8 была поделена на два участка: под № 8-а — для Волжско-Камского коммерческого банка (сейчас это Крещатик, 10). Контроль над возведением обоих домов осуществлял архитектор П. С. Андреев. Он же был автором проекта Волжско-Камского банка в Киеве. В апреле 1915 года киевское отделение Петроградского банка переехало в новый собственный дом по адресу: Крещатик, 8.
Сооружение банка представляет собой 6-этажный цементный особняк с железобетонными перекрытиями. Стены фасада выполнены под природный камень, два первых этажа облицованы гранитом. Зал вынесен в отдельный двухэтажный объем, основная фасадная часть в плане близка к квадрату. Композиция фасада симметрична, отличается уравновешенностью пропорций. На двух первых этажах с арочными прорезами лежит четырехпиллястровый накладной портал.
В 20-х годах в этом доме на Крещатике, 8 располагались различные госучреждения. Так, в 1923 г. здесь «поселился» Киевский сельхозбанк. А с начала 50-х до начала 90-х гг. тут находилось Отделение Внешторгбанка СССР. После провозглашения независимости Украины в доме разместился Государственный экспортно-импортный банк Украины «Укрэксимбанк».
Киевлянам хорошо известно здание Главкиевар-хитектуры, расположенное в самом сердце города, на Крещатике, 32. В начале XX века эта усадьба стала принадлежать Российскому банку внешней торговли.
Современный дом на Крещатике, 32 был возведен в 1913-1915 гг. по проекту петербургского архитектора Ф. И. Лидваля для Киевского отделения Российского банка внешней торговли.
Увеличение оборота капитала, в основном, за счет сбыта сахара, и общий экономический подъем послужили почвой для создания новых банковских структур и их отделений в наиболее экономически развитой части Российской империи — в Украине. Так, в 1914 г. в Киеве действовало 15 банковских отделений, 18 обществ взаимного кредитования, кредитных касс, сберегательно-займовых обществ и 9 банковских контор. В конце 1917 г. в Киеве насчитывалось уже 35 банков и их филиалов, а также большое количество учреждений мелкого кредитования. В начале XX века почти одновременно на Крещатике были построены представительские здания по проектам известных архитекторов — для Санкт-Петербургского дисконтного и заемного банка на Крещатике, 8 (1911-14 гг., архитектор — Л. М. Бенуа) и Волжско-Камского коммерческого банка на Крещатике, 10 (1912-13 гг., архитектор — П. С. Андреев). Банк на Крещатике, 32 стал третьим таким сооружением. На внешний вид этого банковского здания в значительной степени оказала влияние личность автора проекта Ф. Лидваля и его тогдашнее творческое наследие. Строительству этого здания предшествовало возведение Азовско-Донского коммерческого банка в 1908 г. в Петербурге, где Ф. Лидваль в творческом альянсе со скульптором В. В. Кузнецовым разработал фасад в формах классицизма и в духе модерна, использовав скульптурные обрамления из гранита и облицовку гранитом во всю высоту фасада. Но сходство проявилось лишь в самом приеме и создании монументального образа солидного учреждения. Архитектор учел масштаб застройки Крещатика и возможности достаточно тесного участка, но в тоже время, отбросил местные традиции: не взвесил светлый тон киевских фасадов и опыт киевских маляров. Удлиненный вглубь участок застройки ограничил размеры фасадов до пяти оконных осей (хотя и широко расставленных), а планирование дома, согласно его функционального назначения также получило «углубленное» развитие. Главное внимание обращено на уличный фасад здания, разработанный в духе позднего модерна с использованием раннего итальянского ренессанса. Симметрия подчеркнута центрально расположенным порталом парадного входа, аллегорической композицией венчающего парапета с обелисками на краях над тяжеловатым карнизом.
А 24 сентября 1941 года через пять дней после вступления в Киев немецкой армии советские подпольщики взорвали заранее подложенные мины в зданиях по улице Прорезной и Крещатику, 30/1 и 28/2. Так началась грандиозная руйнация Крещатика и прилегающих кварталов, которая длилась больше недели. Сгорело и здание на Крещатике, 32. В ходе послевоенной отстройки только этот дом на парной стороне Крещатика — от площади Независимости до улицы Богдана Хмельницкого — оказалось возможным реконструировать. Видимо, дали о себе знать высокое качество проекта и строительных работ при возведении этого сооружения. Реконструкция была завершена в 1950 г., причем операционный зал был перестроен в трехэтажный служебный корпус со стеклянным фонарем над центральной частью верхнего этажа.
Вот такова, вкратце, история банковских сооружений нашей столицы конца XIX — начала XX столетия.
СПРАВКА
Корпоративная идентификация (КИ)
Корпоративный документ для всего фирменного стиля банка. КИ состоит из набора цветовых, графических, словесных, типографских, дизайнерских констант, обеспечивающих визуальное и смысловое единство продуктов и услуг, всей исходящей из банка информации, ее внутреннего и внешнего оформления. КИ — необходимый инструмент сохранения стилевого единства и концептуального развития банковского учреждения.
Логотип
Контур логотипа символизирует две части общего целого - партнерства банка и его клиентов. Изменились линии внутри логотипа, они отражают естественный путь развития банка: стабильность и рост.
Корпоративные цвета
Принятие корпоративных цветов банка также играет немаловажную роль в создании банковского «лица». Так, например:
• серый цвет в двух вариантах: светлом и темном (в том числе возможно трансформирование в серебристый металлик) — символизирует технологичность, инновации; ассоциируется с пластиковым бизнесом;
• бордовый — клубный цвет, ассоциирующийся с традициями;
• цвет слоновой кости символизирует изысканность и вкус.
|