Ежов В. Архитектура - профессионализм и творчество : [Беседа с народным архитектором Украины Ежовым В. / Записал Бойко Н.] Строительство и реконструкция 2002 8 ноября 2002 (№ 11) C.36
Говорят, города как люди, у каждого из них, свой характер. Одни похожи на седовласых мудрецов, сдержанно и строго встречающих туристов, желающих посмотреть «застывшую музыку» давних эпох. Другие - широко и привольно раскрываются широкими современными улицами и площадями, показывая всем окружающим, свое счастливое очарование и энергию юности.
Но и те, и другие имеют схожую черту — они творение таланта и рук людей разных профессий, среди которых на первом плане — работа архитектора. И не случайно, из многих памятников старины, произведения архитектуры всегда привлекают к себе пристальное внимание не только историков, а и обычных жителей.
Почему это происходит? Что собой представляет современная архитектура? Как сегодня осуществляется подготовка архитекторов? На эти и другие вопросы, любезно согласился ответить народный архитектор Украины, доктор архитектуры, профессор Валентин Ежов.
С & р: Валентин Иванович, разрешите начать наш разговор с традиционного вопроса, с чего начался Ваш путь в мир архитектуры?
— Я может, и не случайно стал архитектором, так как родился в России в 12-ти километрах от Суздаля. Это великолепный старинный город, с чудесными ансамблями монастырей. Восхищался Храмом Покрова на Нерди в районе Боголюбова — мировым шедевром архитектуры. Часто бывал в Суздале, Троицко-Сергиевском Посаде, Ростове Великом, Ярославле и конечно, в Москве, то есть в тех местах, где зарождалась архитектура крепостных сооружений.
Имея такую наглядность, еще в детстве пропитался уважением к красоте архитектуры и поэтому по совету старшего брата Николая, который в то время служил в Киеве, я без особых раздумий в 1944 году поступил на архитектурный факультет Киевского инженерно-строительного института.
С & р: Валентин Иванович, скажите, что такое архитектура в современном толковании?
— Архитектура — это особый вид искусства, который нельзя реализовать усилиями только одного человека. Это не-просто фасад здания, который может нарисовать один человек, это — материальная и духовная среда жизни и деятельности людей. И поэтому современная архитектура представляет собой коллективное творчество..
С & р: Для тех, кто решит посвятить свою жизнь, созданию «застывшей музыки» будет интересно узнать, какими качествами должен обладать человек, чтобы стать зодчим?
— Прежде всего, должна быть любовь к архитектуре и окружающей среде. Без этого качества можно стать архитектором только по образованию, но создать что-то новое, смелое и оригинальное, будет весьма проблематично. Важно иметь также хороший вкус и умение отображать свои мысли на бумаге. .А если ко всему «тому добавить желание постоянно расширять свои знания в области истории архитектуры, то можно говорить, что человек, обладающий этими качествами, может смело идти в архитектуру.
Из книги Валентина Ежова «Полвека глазами архитектора»:
Я отношусь к той категории людей, которые считают, что образование, которое мы получаем в школе, гимназии, ВУЗе, академии и других государственных (или частных) учреждениях, явно недостаточно, чтобы человек мог стать полноценным образованным специалистом и решать важные, самой жизнью выдвинутые проблемы.
Для этого необходимо поддерживать накопленные начальные знания и самому лично продолжить образование любыми путями: в библиотеке, музее, архиве, путем изучения иностранных языков, посещения выставок. Нам, специалистам-архитекторам, нужно следить за направленностью в архитектуре и искусстве, изучать творчество ведущих мастеров, много путешествовать с целью знакомства и познания «внешнего» мира.
С & р: Работая в строительном ВУЗе, Вы непосредственно участвуете в формировании нового поколения архитекторов, можно ли говорить о каких-то особенностях в подготовке будущих зодчих?
— Особенности, конечно есть, и в первую очередь в методике подготовки. Необходимо отметить, что эти особенности появились совсем недавно, когда стали дифференцировать подготовку по уровням образования: бакалавр, специалист, магистр.
Существуют определенные особенности подготовки специалистов и в зависимости от архитектурной школы. Сегодня в Украине около 13 ВУЗов, в которых осуществляется подготовка архитекторов. Если взять Киевскую школу, объединившую два значительных архитектурных ВУЗа — университет строительства и архитектуры и академию изобразительного искусства, то и здесь есть своя определенная специфика. Каждое учебное заведение имеет особенности и уникальные методики в подготовке современных архитекторов.
Из книги Валентина Ежова «Полвека глазами архитектора»:
Мы часто задаемся вопросом, что нужно предпринять в нашей методике преподавания, чтобы выпускать в свет грамотного архитектора-специалиста? С позиций педагога-практика, весьма субъективно, могу предложить свою точку зрения в решении этого вопроса. Не меняя установившуюся систему обучения (она достаточно отработана временем и ежегодно совершенствуется), прежде всего, необходимо направить решение этой проблемы по следующему пути:
- Максимально приблизить студента к реальной проектной деятельности, включая разработку идейных, концептуальных проектов. Увеличить прохождение проектной практики после пятого курса до пяти-шести месяцев за счет сокращения обучения на 11-м семестре. На 10-11-м семестре ввести специальный курс об организации проектного дела — стадийность проектирования, изготовление чертежей, состав проекта,-согласование и др.
- Не бояться дифференцировать студентов по успеваемости. Отбирать наиболее талантливых, подходить к ним индивидуально.
- Более глубоко вскрывать индивидуальное мастерство признанных мастеров архитектуры (К. С. Мельников, И. И. Леонидов, братья Веснины, Д. М. Дяченко, Ле Корбюзье, Ф. Л. Райт и др.) Нужно помнить, что индивидуальность — путь к оригинальным, нестандартным решениям. Без индивидуального подхода к творчеству нет пути в развитии архитектуры.
С & р: Положив в основу следующего вопроса название Вашей книги «Полвека глазами архитектора», Валентин Иванович, скажите, как изменилась архитектура за последние полвека?
— Главное изменение, которое затронуло нашу архитектуру, заключается в том, что в архитектурный процесс включились новые активно действующие факторы: частный капитал, независимый от государства заказчик со своими интересами, «свободные» научные работники, проектировщики и строители — все это коренным образом, изменило взаимоотношения между участниками архитектурно-градостроительной деятельности.
С & р: В последнее время многие архитекторы создают свои творческие архитектурные мастерские, расскажите пожалуйста, а кто же может реально претендовать на должность руководителя мастерской?
— Если человек сочетает в себе талант архитектора, обладает знаниями конструкций и строительных материалов и плюс к этому имеет организаторские способности, то он вполне сможет открыть и возглавить творческую архитектурную мастерскую.
Из книги Валентина Ежова «Полвека глазами архитектора»:
Индивидуальное творчество все более набирает силу. Растут проектные творческие архитектурные мастерские (при Союзе архитекторов Украины их более ста), в творческих коллективах продолжается расслоение на ведущих специалистов и исполнителей-разработчиков.
Снова, как и тридцать-сорок лет тому назад, зазвучало слово «Мастер», появились имена Александра Комаровского, Игоря Шпары, Яноша Вига, Вадима Жежерина, Николая Левчука, Юрия Шкодовского и многих других талантливых зодчих Украины, Они, как правило, и занимают место руководителя персональной творческой мастерской.
С & р: Валентин Иванович, как Вы оцениваете архитектурное преображение столицы в последние годы?
— За последние 5-6-лет Киев резко преобразился. В его архитектуре появился лоск" столичного города, и это не может не радовать. Есть удачно реализованные архитектурные проекты, удачно вписавшиеся в существующую застройку, однако есть и очевидные промахи. ;
Из книги Валентина Ежова «Полвека глазами архитектора»:
— Киев — прекрасный, живописный город, но вовсе не за счет градостроительных идей, а за счет уникального ландшафта и отдельных уникальных архитектурных сооружений и памятников истории (Лавра, Софийский заповедник, Андреевская церковь, Мариинский дворец, Университет и другие), которые удивительно вросли в этот природный дар города.
Архитектурное формирование исторического центра и выборочная застройка Киева сталкивается с рядом серьезных проблем, связанных с правильностью прогнозирования и дальнейшего развития столицы, отсутствием научно обоснованного подхода и жестких правил реконструкции центра, установления и узаконения «голубых линий», воссоздания исторически сложившегося в довоенный период силуэта Киева со стороны Днепра...
С & р: Что можно пожелать молодым архитекторам, которые только начали свой путь в мир архитектуры?
Я уже говорил, что для архитектора важным моментом является самообразование, а для молодых это особенно важно. Необходимо постоянно проявлять себя," участвовать в творческих конкурсах и т.д. Важно не- опускать руки перед трудностями, а их не мало на пути архитектора, с достоинством их преодолевать. И тогда можно верить, что все творческие замыслы обретут реальные очертания. Практика подтверждает это, у нас много талантливых молодых архитекторов.
С & р: Большое спасибо, за интересный и содержательный разговор, творческих успехов Вам и всей архитектурной династии Ежовых, в реализации Ваших творческих замыслов.
БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Валентин Иванович Ежов родился 7 июля 1927 года в деревне Кощеево, в непосредственной близости от Суздаля. В 1944 году поступил на архитектурный факультет Киевского инженерно-строительного института. После окончания института, с 1949 года работает в Крыму над восстановлением и реконструкцией Севастополя.
В 1953 году поступил в аспирантуру Академии архитектуры УССР. В 1958 году, защитил кандидатскую диссертацию по теме: «Архитектура жилого дома в приморских городах УССР. Исследование по материалам практики послевоенного строительства г. Севастополя».
С 1963 года по 1976 год, Валентин Иванович работает в КиевЗНИИЭПе. В 1976 году назначается директором Киевского научно-исследовательского института теории, истории и перспективных проблем советской архитектуры (КиевНИИТИ, ныне — НИИТИАГ).
С 1981 по 1986 гг. Валентин Иванович Ежов — главный архитектор Киева. В 1986 году утверждается Генеральный план Киева, где Ежов — один из авторов и автор концепции «Симметричного» развития Киева, согласно которой Днепр — главная планировочная ось. За эту работу Валентин Иванович, наряду с другими авторами, в 1989 году был удостоен звания лауреата Премии Совета Министров СССР.
С 1987 года — заведующий кафедрой Киевского национального университета строительства и архитектуры.
Валентин Иванович Ежов— автор книги «Полвека глазами архитектора», монографий — «Архитектурно-конструктивные системы общественных зданий: Современное состояние, поиск, перспективы», «Архитектура общественных зданий массового строительства» и др.
За научные разработки в области теории градостроительства и архитектурно-конструктивных систем гражданских зданий Валентин Ежов совместно с Игорем Фоминым и Олегом Слепцовым в 2000 году были удостоены Государственной премии Украины в области архитектуры.
Валентин Иванович глава самой большой в Киеве архитектурной династии Ежовых, руководитель архитектурного бюро «ЕЖОВ», в которой вместе с сыновьями Дмитрием, Сергеем, супругой Евдокией Федоровной и внуком Алексеем продолжает работать над созданием архитектурных объектов.
Из книги Валентина Ежова «Полвека глазами архитектора»:
В последние десять-двенадцать лет, работая в творческой мастерской, мы выполнили более пятидесяти проектов зданий и комплексов, различных по типологии, архитектурной направленности и значимости.
Среди них: гостинично-офисный комплекс по улице Урицкого, жилые дома по улице Тургеневской и улице Январского Восстания, аквопарк на озере Тельбин, квартал по улице Жадановского и другие объекты в Киеве; туристские комплексы на острове Маврикий, Сейшельских островах и на Мадагаскаре |